9244f1b2c31a.gif Взаимоотношения мусульманина с его братьями по вере

 

Взаимоотношения мусульманина с его братьями по вере

Вера в Аллаха является связующим звеном между мусульманином и его братьями в исламе независимо от их национальности, цвета кожи и языка. Аллах Всевышний сказал:

 

«Верующие - не кто иные, как братья ».[1]

Все мусульмане должны выполнять определенные обязанности по отношению друг к другу. Указанием на это являются слова посланника Аллаха, :

] ????? ??????????? ????? ??????????? ?????? ????? ?????????? ??????????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????????? ??????????? ??????????? ??????????  [

«Пять (вещей) входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение[2] и желать блага чихнувшему[3]».[4] К числу этих обязанностей относится то, что при встрече мусульманин должен поприветствовать своего брата, сказав “Мир вам, милость Аллаха и Его благословения /Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху/”, на обязательность чего указывают слова пророка, :

]???????? ?????????? ?????????? ?????????? ????? ???? ???????? ?????? ???? ????????[

«(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей)[5] и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь».[6] В ответ на приветствие мусульман должен сказать “И вам мир, милость Аллаха и Его благословения /Ва ‘аляй-куму-с-саляму, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху/”, так как Аллах Всевышний сказал:

 

«А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте на него лучше или так же. Поистине, Аллах ведет счет всему!»[7]

После приветствия мусульманам следует пожать друг другу руки, что имеет для них обоих большое значение, так как  посланник Аллаха, , сказал:

]??? ???? ???????????? ????????????? ???????????????? ?????? ?????? ??????? ?????? ???? ???????????[

«Любым двум мусульманам, которые, встретившись, пожмут друг другу руки, обязательно простятся (их грехи[8]), прежде чем они расстанутся».[9]

Если брат мусульманина заболеет, ему следует поспешить навестить его и обратиться к Аллаху с мольбой об исцелении. В одном из священных хадисов (хадис кудси)[10] сообщается, что пророк, , сказал:

]????? ??????? ????? ??????? ??????? ?????? ???????????? : ??? ????? ????? ???????? ?????? ????????? ? ?????: ??? ????? ?????? ????????? ???????? ????? ????????????? ? ????? : ????? ???????? ????? ??????? ???????? ?????? ?????? ???????? ? ????? ???????? ??????? ???? ???????? ????????????? ????????[

- В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах скажет: «О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!» (Тот человек, к которому Он обратится,) воскликнет: «О Господь мой, как же я (мог) навестить Тебя, когда Ты - Господь миров?!» (Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой, которого ты не навестил, заболел? Разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашел бы рядом с ним и Меня?[11]»[12] Посланник Аллаха, , побуждал мусульман навещать больных. Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , сказал:

] ????? ??????????? ????? ????? ??????? ??????????? ? ???? ?????? ??? ???????? ?????????? ?????? ???????? [

«Поистине, мусульманин, навестивший брата своего, будет пребывать среди “хурфат аль-джанна” до тех пор, пока не вернется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что такое “хурфат аль-джанна”?» - на что он ответил: «Райские плоды».[13]

Если кто-нибудь из мусульман чихнет и воздаст хвалу Аллаху, его брату следует обратиться к Аллаху с мольбой за него. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

]????? ?????? ?????????? ?????????? ????????? ??????? ?????????? ???? ??????? –????- ????????? ?????????? ??????? ??????? ????? ???? ?????????? ??????? ?????????? ??????????? ??????? ?????????? ?????????[

- Если кто-нибудь из вас чихнет, пусть скажет:

«Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», и пусть его брат[14] (или: его спутник) скажет ему: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/», если же он скажет ему: «Да помилует тебя Аллах», пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведет Он в порядок все дела ваши /Йахдикуму-Ллаху ва йуслиху баля-кум/».[15]

Мусульманин должен разделять со своим братом его радость и принимать приглашения, если кто-нибудь пригласит его отведать его угощение, так как посланник Аллаха, , сказал:

]????? ?????????? ??????? ???????????? ? ??????????? ???? ?????????? ? ????????? ????????? ???? ?????????? ? ?????? ???? ?????? ??????????? ?????? ????? ??????? ???????????[

«Наихудшим угощением является угощение свадебного пира, в котором отказывают приходящим на этот пир[16], приглашая на него тех, кто откажется (прийти)[17]. Что же касается не принявшего приглашения, то он ослушался Аллаха и посланника Его».[18]

Если брат по вере просит мусульманина дать ему какой-нибудь совет, он выполняет его просьбу, объясняя своему брату, что представляется ему хорошим или дурным, и сам дает ему добрый совет, если видит, что тот нуждается в этом, так как посланник Аллаха, , сказал:

]????? ??????????? ?????????? ??????? ???????????? ????[

«Если к кому-нибудь обратится за советом его брат, пусть он даст ему совет».[19] Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) пророк, , сказал:

]( ???????? ???????????? ) . ??????? : ?????? ? ?????  : ( ???????  ????????????? ????????????? ????????????? ?????????????? ?????????????? )[

«Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению к Аллаху[20], и к Его Книге[21], и к Его посланнику[22], и к руководителям мусульман[23], и ко всем мусульманам[24] вообще».[25]

Истинный мусульманин желает своему брату того же, чего и себе, и не желает ему того же, чего не желает и себе самому, так как пророк, , сказал:

]??? ???????? ?????????? ?????? ??????? ????????? ??? ??????? ??????????[

«Не уверует никто из вас (по- настоящему), пока не станет желать брату своему того же, чего и себе»**

Ислам побуждает мусульман к поддержанию уз веры между членами общества и устранять все, что представляет для них угрозу или может поколебать их. Вот почему мусульманину запрещается покидать своего брата по вере более чем на три дня, на что указывают слова посланника Аллаха, , который сказал:

] ??? ??????? ?????????? ???? ???????? ??????? ?????? ??????? ??????? ????????????? ? ?????????? ????? ?????????? ????? ? ????????????? ??????? ???????? ???????????? [

«Не разрешается мусульманину покидать брата своего на срок свыше трех дней, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого».[26]

Мусульманин должен стараться не причинять своему брату никакого зла и не делать ничего такого, что может нанести ему материальный ущерб, подвергнуть опасности его жизнь или задеть его честь, так как посланник Аллаха, , сказал:

]????? ??????????? ????? ??????????? ??????? : ?????? ????????? ??????????[

«Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь (другого) мусульманина».[27] Пророк, , также сказал:

]??????? ??????????? ??????? ??????????? ??????[

«Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним - (свидетельство) неверия»[28].[29] Если брат мусульманина нуждается в помощи, он оказывает ему помощь и не покидает его, где бы он ни находился. Посланник Аллаха, , сказал:

] ???? ????? ??? ??????? ??????? ? ????? ??????? ??? ????????? [

«Тому, кто (поможет) своему брату в случае нужды, Аллах (поможет) в его собственной нужде...»[30] Посланник Аллаха, , также сказал: «Помогай своему брату (независимо от того), притеснителем он является или притесняемым. Если он является притеснителем, пусть (брат его) удержит его от этого, что послужит (притеснителю) помощью, если же он является притесняемым, пусть просто поможет ему».[31]



[1] “Комнаты”, 10.

[2] Имеются в виду приглашения на свадебный пир или подобные ему торжества.

[3] Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, скажет:   «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», следует сказать: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/».

[4] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[5] Здесь речь идет о еде, раздаваемой в качестве подаяния неимущим, а также о том, что следует кормить гостей и угощать соседей.

[6] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[7] “Женщины”, 86.

[8] Здесь имеются в виду мелкие прегрешения.

[9] Этот хадис приводит Ибн Мджа.

[10] “Хадис кудси” ? хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, переданные посланником Аллаха, , и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, мир ему, а иногда ? через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает. “Хадис кудси” отличается от обычного хадиса лишь тем, что пророк, ,  передает его со слов своего Господа. Ввиду этого, в большинстве случаев он возводится к Аллаху Всевышнему, но может возводиться и к пророку, , поскольку это он передает его Аллаха.

Приводимое выше определение показывает, что “хадис кудси” во многом отличается от священного Корана.

а) В отличие от “хадиса кудси” Коран неподражаем как по форме, так и по смыслу.

б) Молитва, во время которой читается Коран, будет действительной, а чтение “хадиса кудси” делает ее недействительной.

в) Человек, не признающий Корана, является неверным /кафир/, тогда как тот, кто не признает какого-либо из “хадисов кудси”, является нечестивцем /фасик/.

г) Как по форме, так и по смыслу Коран исходит от Аллаха, что же касается фраз “хадиса кудси”, то они являются словами посланника Аллаха, , но смысл его есть откровение от Аллаха.

д) В отличие от “хадиса кудси” айаты Корана передавать по смыслу нельзя.

е) К священному Корану могут прикасаться только люди, находящиеся в состоянии ритуальной чистоты /тахара/, тогда как в отношении “хадиса кудси” это необходимым условием не является.

ж) Человеку, находящемуся в состоянии ритуального осквернения, нельзя ни читать, ни носить с собой Коран, а “хадис кудси” такому человеку можно и читать, и носить.

з) Тому, кто прочтет хотя бы одну букву из Книги Аллаха, в качестве награды запишется совершение десяти добрых дел, что же касается “хадиса кудси”, то за одно только его чтение человеку награда не полагается.

и) В отличие от “хадиса кудси”, продажа которого не запрещается и не порицается никем, Коран нельзя продавать (как считает имам Ахмад) или же продажа его является предосудительной (как считают шафииты).

Хадисов “кудси” /аль-ахадис аль-кудсийа/, именуемых также “божественными хадисами” /аль-ахадис аль-иляхийа/, насчитывается более ста.

[11] Эти слова являются иносказанием, смысл которого состоит в том, что ни одно дело человека не останется без внимания Аллаха.

[12] Этот хадис приводит Муслим.

[13] Этот хадис приводит Муслим.

[14] Имеется в виду брат по вере.

[15] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[16] Имеются в виду бедняки, которые приходят на свадебное торжество для того, чтобы утолить голод.

[17] Речь идет о пресыщенных богачах.

[18] Этот хадис приводит Муслим.

[19] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[20] Это должно выражаться в вере в Аллаха, подчинении Его велениям, отказу от всего запрещенного Им, отказу от любых форм многобожия и так далее.

[21] Это подразумевает искреннюю веру в то, что Коран является словом Аллаха.

[22] Выражением искреннего отношения к посланнику Аллаха, , является вера в  подлинность того послания, которое он принес с собой, повиновение всем его велениям и его почитание.

[23] Это должно выражаться в оказании правителям содействия во всем благом, подчинении им в том, что не противоречит шариату, и попытках удерживать их от всего дурного в случае необходимости.

[24] Искреннее отношение к мусульманам должно выражаться в стремлении поддерживать с ними братские отношения, оказывать им помощь, давать добрые советы и так далее.

[25] Этот хадис приводит Муслим.

*Этот хадис приводит аль-Бухари.

[26] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[27] Этот хадис приводит Муслим.

[28] Здесь речь идет о поношении мусульманина мусульманином и о сражениях мусульман друг с другом.

[29] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[30] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[31] Этот хадис приводит аль-Бухари.

 

???? ?????? ? ??????? ?????????

МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА И НРАВСТВЕННОСТЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика