Отношение к животным

 

Отношение к животным

Одна из высоких целей ислама состоит в том, чтобы привить членам общины Мухаммада, , достойные качества. Так, например, религия Аллаха призывает людей проявлять милосердие не только к людям, но и к животным, которых следует кормить и поить, когда они нуждаются в этом. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал:

]( ????????? ?????? ??????? ????????? ???????? ???????? ????????? ? ???????? ??????? ???????? ?????? ? ???????? ????? ?????? ? ??????? ?????? ???????? ???????? ???????? ???? ????????? ? ??????? ????????? : ?????? ?????? ????? ????????? ???? ????????? ?????? ??????? ????? ?????? ?????? ? ???????? ????????? ???????? ??????? ????? ? ????? ?????????? ??????? ?????? ?????? ? ??????? ????????? ? ???????? ??????? ???? ????????  ???? ) . ??????? : ??? ??????? ??????? ? ??????? ????? ??? ?????? ???????????? ????????? ? ??????? : ( ??? ????? ?????? ???????? ?????? [( 

- (Как-то) одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашел колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучала она и меня», после чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Когда этот человек выбрался из колодца,) он напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи. Люди) спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он сказал: «Награда полагается за все живое».[1]

Шариат запрещает подвергать животных любым видам мучений, в том числе держать их взаперти и морить голодом, так как посланник Аллаха, , сказал: «Одна женщина попала в огонь из-за кошки, которую она держала взаперти, пока та не подохла, после чего эта женщина и оказалась в огне, поскольку она не кормила и не поила кошку, когда держала ее взаперти, и не позволяла ей есть насекомых, (ползающих по) земле».[2]

Милосердие по отношению к животным следует проявлять и в том случае, когда человек собирается зарезать его. На это указал посланник Аллаха, , который сказал:

]????? ??????? ?????? ???????????? ????? ????? ?????? ? ??????? ?????????? ???????????? ??????????? ? ??????? ?????????? ???????????? ????????? ? ??????????? ?????????? ?????????? ? ?????????? ???????????[

«Поистине, Аллах предписал проявлять доброту во всем: если вам придется убивать[3], делайте это хорошим способом[4], и если будете приносить жертву, (тоже) делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как следует точит свой нож и  избавляет животное от мучений».[5]

Однако проявления милосердия по отношению к животным не должны приводить к совершению запретного. Так, держать дома собак можно только по необходимости, например, для охраны овец от волков или же для охоты. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , велел убивать собак, за исключением тех, которые необходимы для охраны овец или для охоты.[6] Кроме того, посланник Аллаха, , сказал:

]??? ???????? ?????????????? ??????? ????? ?????? ????? ???????[

«Ангелы не заходят в тот дом, где есть собака или изображение (живого существа)».[7]

Кроме того, поскольку некоторые животные причиняют вред, шариат разрешает убивать их, на что указывают слова пророка, :

]?????? ????????? ?????????? ??? ???????? ??????????? : ?????????? ???????????? ??????????? ????????????? ??????????? ?????????? ?????????????[

«Пять (видов) живых существ (наносят вред),[8] и их можно убивать на (территории) харама[9]: ворону, коршуна, скорпиона, мышь и бешеную собаку».[10]



[1] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[2] Этот хадис приводит Муслим.

[3] Имеются  в виду такие случаи, когда казнят преступников.

[4] То есть старайтесь причинять осужденному на смерть как можно меньше страданий.

[5] Этот хадис приводит Муслим.

[6] Этот хадис приводит Муслим.

[7] Этот хадис приводит Муслим.

[8] Животных, насекомых и птиц, которых можно убивать на территории харама, пророк, , назвал словом “фасик”. Одним из его значений  является “отклоняющийся”. В данном контексте это следует понимать как “тот, кто делает что-либо в отличие от других”; здесь ? наносит вред в отличие от других живых существ.

[9] Харам ? священная территория, на которой запрещается не только убивать все живое, но и вырубать деревья.

[10] Этот хадис приводит аль-Бухари.

 

????

?????? ? ??????? ?????????

Мусульманская Этика и Нравственность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика