Можно ли женщине протирать платок при омовении

Во имя Аллаха Всемилостивого Милостивого.

Относительно вопроса протирания женщинами платка при омовении, среди ученых существует большое разногласие. Большинство ученых, среди которых ханафиты, маликиты и шафииты, запрещали это. См. “аль-Мабсут” 1/101, “аль-Мудаууна” 1/124, «аль-Маджму’» 1/439.

Ханбалиты же считали, что женщина может протирать платок при омовении, и это известное мнение имама Ахмада, и его выбрал имам Ибн Хазм, имам аш-Шаукани, шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад и др. См. “Масаиль Ибн Хани” 1/19, “аль-Мухалля” 1/303, “Найлюль-аутар” 1/205, “Шарх Сунан Ибн Маджах” № 50.

Также мнение о дозволенности протирания (масх) платка выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия, однако он в отличии от других сторонников дозволенности этого мнения, связал протирание платка с необходимостью, как опасение холода, трудность его снятия и т.п. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/218, “Фатауа ат-тахара” 170.

Здесь необходимо отметить, что в основном те ученые, которые запрещали женщине протирать платок при омовении, были из числа тех, кто также запрещал протирать и чалму мужчинам! Например, когда имама Малика спросили о протирании чалмы и платка, он ответил: “Ни мужчина, ни женщина не должны протирать чалму или платок, они обязаны протирать голову!” См. “аль-Мунтакъа” 1/75.

Известно, что среди ученых были известные разногласия и по вопросу дозволенности обтирания чалмы для мужчин, несмотря на то, что относительно этого передается множество сообщений от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников.

Что же касается тех, кто дозволял из этой группы ученых протирать чалму, то они позволяли это только при протирании чалмы с частью головы.

А имам аль-Хаттаби говорил: “Основа состоит в том, что Всевышний Аллах сделал обязательным протирать голову, а хадисы (о протирании чалмы) поддаются истолковыванию (т.е. протирал ли пророк (мир ему и благословение Аллаха) только чалму или протирал ее вместе с  частью головы), по этой причине нельзя оставлять то, в чем нет сомнения и брать то, в чем есть неясность!” См. «аль-Маджму’» 1/439.

Таким образом, основной довод этой стороны в том, что Аллах повелел в Коране протирать именно голову, а не что-то иное.

Но дело в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), протиравший чалму при омовении, сделал тем самым исключение, а также и сподвижники, знавшие об этой основе, протирали как чалму (‘имама), так и платки (хымар) и даже феску (къалянсуа).

Джа’фар ибн ‘Амр рассказывал со слов своего отца: “Я видел, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил омовение и протер свою чалму и носки (хуфф)”. аль-Бухари 205.

‘Абдур-Рахман ибн ‘Усайля рассказывал: “Я видел, как Абу Бакр протер (при омовении) свой платок”. Ибн Аби шайба 1/28. Иснад хороший.

‘Асым рассказывал: “Я видел, как Анас протер свои носки и чалму”. ‘Абдур-Раззакъ 738. Иснад достоверный.

Сулейм ибн Асуад рассказывал: “Однажды Абу Муса вышел из туалета и (при омовении) протер феску (къалянсуа)”. Ибн Аби Шайба 1/29, Ибн аль-Мунзир 1/472. Иснад достоверный.

Имам Абу Бакр аль-Хялляль говорил: “Я не вижу никаких проблем в том, чтобы протирать при омовении феску!” И также сказал: “Как это (протирание фески) можно порицать, если об этом передается от двух людей из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), с достоверными иснадами?! Аль-Асрам передал, что ‘Умар говорил: «Если человек желает, то может протереть голову, а если желает, то может протереть феску и чалму». Также он передал, что Абу Муса вышел из туалета и протер феску”. См. “аль-Мугъни” 1/384.

Также и от Анаса передается, что он протирал свою феску при омовении. ‘Абдур-Раззакъ 745.

Вернемся к теме протирания платка женщиной при омовении.

Среди тех ученых, кто запрещал женщине протирать платок при омовении, были и такие, кто дозволял протирать чалму. Они говорили, что протирание платка в омовении относится к поклонению, которое в основе запрещено, и которое должно иметь исключение так же, как и чалма!

Однако те ученые, которые считали дозволенным протирание платка женщиной, ответили на это тем, что как мужчины, так и женщины в протирании чалмы одинаковы, кроме как при наличии исключающего текста. Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Женщина и мужчина в протирании головы одинаковы”. Ибн Аби Шайба 242.

Более того, чалма (‘имама) в арабском языке также именуется и платком (хымар), и ‘имаму часто саляфы именовали хымаром. И об этом говорится в известном хадисе. Биляль рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) протер носки и платок (хымар)”. Муслим 275.

В данном случае под платком речь идет о чалме, как об этом сказали Къады ‘Ийяд и Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби. См. “Икмаль аль-му’лим” 2/93, “аль-Муфхим” 1/535.

Таким образом, слово чалма в арабском языке включает в себя и платок.

Также сторонники запретности протирания женщиной платка, опирались на следующее сообщение ‘Аиши, что “совершая омовение, она просовывала руки под платок и протирала всю голову”. аль-Байхаки 1/61. Иснад хороший.

Но ученые, дозволявшие протирать женщине платок, сказали, что в этом сообщении нет довода на запрет протирания платка, ведь протирание платка не обязательно, а дозволено.

Что касается самого главного довода ученых, дозволявших женщине протирать платок при омовении, то их доводом был поступок Умм Салямы, которая при совершении омовения протирала свой платок, как это передала мать Хасана аль-Басри. См. “аль-Мусаннаф” 1/29, Ибн Аби Шейбы, “аль-Аусат” 1/469, Ибн аль-Мунзира.

Иснад этого сообщения хороший. См. “Ахкаму-ттахара” 5/539, “аль-Уду уаль-гъусль” 29.

А Аллаху ведомо лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика