Смысл Вознесения на Трон

 

??? ???? ?????? ??????

Мы не знаем, как Пречистый Аллах вознесся на Трон, потому что ничего не ведаем о Его сущности. Но мы знаем, что означает слово ????? «истава» в арабском языке. Когда арабы используют после этого глагола предлог ??? «‘ала», они вкладывают в него четыре значения: «утвердился», «возвысился», «вознесся» и «поднялся».

Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари сообщил, что муътазилиты истолковывают «вознесение на Трон» как овладение Троном[1]. Следовательно, предшественниками тех, кто интерпретирует смысл восхождения таким образом, являются муътазилиты, и как же скверны эти предшественники!

Приверженцы сунны и сторонники хадисов признают восхождение Аллаха на Трон и не придают ему какой-либо образ, как об этом писал Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари, да смилуется над ним Аллах[2].

Знатоки арабского языка передали нам высказывания улемов, чье естество не было отравлено заразными философскими идеями. Они отказывались интерпретировать «вознесение на Трон» как овладением им.

Давуд бин ‘Али аль-Асбахани рассказывал, что находился рядом с Ибн аль-А‘раби, когда какой-то человек вошел к нему и спросил:

— Что означают слова Могучего и Великого Аллаха: «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5)?

— Он находится на Троне так, как сообщил об этом, — ответил Ибн аль-А‘раби.

— Абу ‘Аб­дул­лах, это зна­чит, что Он ов­ла­дел Тро­ном, — воз­ра­зил муж­чи­на.

— От­ку­да ты зна­ешь? Ара­бы го­во­рят «ов­ла­дел», ко­гда двое лю­дей со­пер­ни­ча­ют за что-ли­бо, и один из них одер­жи­ва­ет верх и ов­ла­де­ва­ет этим[3].

Зна­ние о зна­че­нии сло­ва «воз­не­се­ние» и не­же­ла­ние об­су­ж­дать, как имен­но это про­изош­ло, — это путь на­ших пра­вед­ных пред­ше­ст­вен­ни­ков. Од­на­ж­ды има­ма Ма­ли­ка спро­си­ли об ая­те «Ми­ло­сти­вый воз­нес­ся на Трон» (Та ха, 5): «Как Он воз­нес­ся?» Он умолк и по­крыл­ся ис­па­ри­ной, а по­том при­под­нял го­ло­ву и ска­зал: «Ми­ло­сти­вый воз­нес­ся на Трон так, как Он опи­сал это. Тут не спра­ши­ва­ют, как это про­изош­ло, по­то­му что та­кой во­прос в от­но­ше­нии Ал­ла­ха ис­клю­чен. Ты со­вер­ша­ешь ересь. Вы­ве­ди­те его от­сю­да!»[4]

В одной из версий сообщается, что Малик сказал: «Как — нам непонятно, хотя само вознесение не есть нечто неведомое. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом — значит совершать ересь»[5].

Выражение «не есть нечто неведомое» означает, что нам известно значение слова «вознесение». В арабском языке оно имеет смысл, который понятен арабам и может быть разъяснен и переведен учеными. Поэтому многие пересказывают вышеупомянутое высказывание имама Малика, передавая лишь его смысл. Они говорят, что имам ответил тому мужчине: «Вознесение известно, но как — нам неведомо. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом — значит совершать ересь»[6]. Выражения «вознесение известно» и «вознесение не есть нечто неведомое» означают одно и то же, и между ними нет разницы.

Аль-Куртуби  писал:

Первые мусульмане (ас-Салафы), да будет доволен ими Аллах, не отрицали сторону [, в которой находится Аллах], и не говорили ничего такого. Напротив, они признавали то, что сказано об этом в Его Писании и что сообщили Его посланники. Никто из них не отрицал то, что Аллах действительно вознесся на Трон и избрал его, потому что Трон — величайшее из Его творений. Однако им не было известно о том, как это произошло, потому что сущность вознесения неведома. Малик сказал: «Вознесение (т.е. его лексическое значение) известно, но как — нам неведомо, а спрашивать об этом значит совершать ересь». То же самое говорила Умм Салама, и этого достаточно[7].

См. Книгу «Вера в Аллаха» стр. 152-153. Автор Умар ибн Сулейман аль-Ашкъар.


[1] Макалат аль-исламиййин. С. 157, 211.

[2] Там же. С. 211, 290.

[3] Абу АбдаЛлах, Мухаммад ибн Зияд из Куфы, известный как Ибн  аль-А‘раби, родился в 150 г. и умер в 231 г. Лисан аль-‘араб (2/249).

[4] Об этом сообщил аль-Бейхаки, и аз-Захаби назвал его достоверным. См.: Мухтасар аль-‘улувв. С. 141.

[5] Там же.

[6] Аль-джами‘ ли-ахкам аль-Кур’ан (2/219).

[7] Там же.

 

http://imamdag.wordpress.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика