ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ КАЧЕСТВ АЛЛАХА

 

 

ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ КАЧЕСТВ АЛЛАХА

 

Правило первое

Все качества Всевышнего Аллаха являются совершенными и лишены любых недостатков. К ним относятся “аль-хайат” (жизнь), “аль-ильм” (знание), “аль-кудра” (могущество, власть), “ас-самъ” (слух), “аль-басар” (зрение), “ар-рахма” (милость, милосердие), “аль-изза” (могущество, величие), “аль-хикма” (мудрость), “аль-улувв” (высокое положение), “аль-азама” (величие, достоинство) и многие другие качества, об истинности которых свидетельствуют священные тексты, здравый смысл и человеческое подсознание.

Что касается доказательств из священных текстов, то Всевышний Аллах сказал: «Скверно описание тех, кто не верует в будущую жизнь, а описание Аллаха – самое прекрасное, ведь Он – Могущественный, Мудрый».[1]

Что касается логических аргументов, то они сводятся к тому, что все сущее непременно обладает либо качествами совершенства, либо недостатками. Господь, который заслуживает поклонения, не может обладать недостатками, поскольку Всевышний Аллах изобличил бессмысленность поклонения идолам и истуканам именно потому, что они были беспомощны и обладали недостатками и пороками. Всевышний сказал: «Кто же в большем заблуждении, чем взывающий с мольбою помимо Аллаха к тем, которые не могут удовлетворить ее до самого Дня воскресения? Ведь они не внемлют их зову!»[2] Всевышний также сказал: «Идолы, которым они поклоняются наряду с Аллахом, не могут ничего сотворить, хотя сами они сотворены. Они мертвы, бездыханны и даже не знают, когда они будут воскрешены».[3]

А пророк Ибрахим сказал своему отцу: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакой пользы?»[4] Он также сказал своему народу: «Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, кто ни в чем не способен помочь или навредить вам? Презренны вы и те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха! Неужели вы не одумаетесь?»[5]

Кроме того, человек является свидетелем того, что многие творения обладают качествами совершенства, которыми их одарил Всевышний Аллах. Безусловно, Господь, который наделяет свои творения качествами совершенства, в еще большей степени достоин обладать такими качествами.

Что же касается подсознания, то каждой неиспорченной человеческой душе изначально привиты любовь к Аллаху и желание возвеличивать Его и поклоняться Ему. А ведь хорошо известно, что любят, возвеличивают и обожествляют только того, кого считают совершенным, безупречным и достойным поклонения.

Аллах не обладает недостатками и изъянами, и поэтому Ему не присущи такие качества, как “аль-маут” (смерть), “аль-джахль” (невежество), “ан-нисйан” (забывчивость), “аль-аджз” (бессилие), “аль-ама” (слепота), “ас-самам” (глухота) и т.п. Всевышний сказал: «Уповай на Живого, который не умирает».[6] А пророк Муса сказал: «Мой Господь не ошибается и не предает забвению».[7] Всевышний также сказал: «Но ничто не умалит силы Аллаха ни на небесах, ни на земле, ведь Он – знающий, могущественный».[8] Он также сказал: «Или же они полагают, что Мы не ведаем их секретов и тайных переговоров? О нет! Наши посланцы находятся среди них и все записывают».[9] А говоря о Лжемессии, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он – одноглазый, а ваш Господь не является одноглазым».[10] Он также сказал: «О люди! Молитесь потише, ибо вы не взываете к тому, кто глух или находится далеко».[11]

Если же люди приписывают Аллаху пороки и недостатки, то они непременно будут наказаны, потому что Всевышний Аллах сказал: «Иудеи сказали: “Рука Аллаха в оковах!” Это их руки скованы, и прокляты они за то, что так говорят! Обе руки Его простерты, и Он дарует, сколько пожелает».[12] Всевышний также сказал: «Аллах слышал речи тех, которые говорили: “Воистину, Аллах беден, а мы богаты”. Мы запишем их слова и несправедливое убиение ими пророков и скажем им: “Вкусите огненную муку в наказание за то, что уготовали ваши руки, ибо Аллах не обижает своих рабов”».[13]

Всевышний также отверг от Себя все пороки и недостатки, которые приписывают Ему нечестивцы, и сказал: «Свят и безупречен твой Господь, Господь величия! Превыше Он того, что Ему приписывают. Мир посланникам! И хвала Аллаху, Господу миров!»[14] Всевышний также сказал: «Аллах не породил сына, и нет наряду с Ним другого бога. А если бы не так, то каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Пречист Аллах от того, что приписывают Ему!»[15]

Что же касается качеств, которые при некоторых обстоятельствах являются качествами совершенства, а при некоторых обстоятельствах являются недостатками, то их в полной мере нельзя ни относить к Аллаху, ни отрицать. Такие качества нуждаются в дополнительном рассмотрении, потому что они относятся к Аллаху в тех случаях, когда являются качествами совершенства, и неприемлемы для Аллаха, когда являются недостатками. К таким качествам относятся “аль-макр” (кознь), “аль-кейд” (хитрость), “аль-хидаъ” (обман) и т.п. Они являются качествами совершенства, когда Аллах обращается с людьми, которые относятся к Аллаху подобным образом, потому что свидетельствуют о том, что Аллах способен ответить нечестивцам в равной мере или еще более суровым образом. А во всех остальных случаях они являются недостатками, и поэтому Всевышний Аллах не охарактеризовал Себя этими качествами в общей форме, а связал их с теми, кто относится к Аллаху и Его посланникам подобным образом. Всевышний сказал: «Они строили козни, и Аллах строил козни, а ведь Аллах лучше всех строит козни».[16] Всевышний также сказал: «Они замышляют козни, и Я замыслил козни».[17] Он также сказал: «А тех, которые опровергают Наши знамения, Мы завлечем так, что они даже не поймут этого. Я дам им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима».[18] Он также сказал: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, а между тем это Аллах обманывает их».[19] Он также сказал: «Когда они встречают уверовавших, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: “Воистину, мы – с вами. Мы только насмехаемся [над верующими]”. Аллах насмехается над ними и увеличивает их заблуждение, в котором они блуждают вслепую».[20]

Однако Всевышний Аллах не упомянул о том, что Он предает тех, кто предает Его. Всевышний сказал: «А если они захотят предать тебя, то ведь еще раньше они предали самого Аллаха, но Он одарил тебя властью над ними. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый».[21] Аллах сказал, что подверг нечестивцев унижению, но не сказал, что предал их, потому что предательством (араб. “хийана”) называется обман того, кто оказывал доверие, и это качество является пороком при любых обстоятельствах.

Исходя из сказанного становится ясно, что слова некоторых невежд, которые говорят, что Аллах предает тех, кто предает Его, являются скверным грехом, от которого необходимо предостерегать людей.[22]

 

Правило второе

Качеств Аллаха больше, чем Его прекрасных имен, потому что божественные качества соответствуют не только каждому имени, о чем было упомянуто в третьем правиле, относящемся к именам Аллаха, но и каждому деянию Всевышнего Аллаха. А божественные деяния неисчислимы, как неисчислимы слова Господни. Всевышний сказал: «Если бы из всех деревьев земли изготовили письменные трости, а к океану прибавили еще семь морей [для изготовления чернил], то их не хватило бы, чтобы исчерпать слова Аллаха. Воистину, Аллах – Великий, Мудрый».[23]

Среди качеств Всевышнего Аллаха – “аль-маджи” (приход, пришествие), “аль-итйан” (пришествие, явление), “аль-ахз” (хватка, взятие, принятие, кара), “аль-имсак” (удержание, воздержание), “аль-батш” (хватка, мощь, удар), а также многие другие качества, которые невозможно сосчитать полностью. Всевышний сказал: «Когда распростерта будет земля и твой Господь придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут Ад».[24] Всевышний также сказал: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах в сопровождении ангелов явится к ним, осененный облаками?»[25] Он также сказал: «Они не уверовали в знамения Аллаха, и Он покарал их за грехи».[26] Он также сказал: «Он удерживает небо от падения на землю, [что может случиться] лишь по Его соизволению».[27] Он также сказал: «Воистину, мощь Господа твоего велика!»[28] Он также сказал: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения».[29] А Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наш Господь спускается на ближайшее небо».[30]

Мы верим в то, что эти качества являются качествами Всевышнего Аллаха, о чем свидетельствуют священные тексты, но не нарекаем Его соответствующими именами. Мы не говорим, что среди имен Аллаха – “аль-Джаи” (Приходящий), “аль-Ати” (Являющийся), “аль-Ахиз” (Берущий), “аль-Мумсик” (Держащий), “аль-Батыш” (Хватающий), “аль-Мурид” (Желающий), “ан-Назиль” (Опускающийся) и т.п. Однако мы утверждаем, что Аллах совершает соответствующие деяния и обладает соответствующими качествами.

 

Правило третье

Все качества по отношению ко Всевышнему Аллаху делятся две группы: утверждающие и отвергающие.

К утверждающим относятся качества, которыми Всевышний Аллах охарактеризовал Себя в Священном Коране и которыми Его охарактеризовал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Все эти качества являются качествами совершенства и лишены любых недостатков и изъянов. К ним относятся, например, “аль-хайат” (жизнь), “аль-ильм” (знание), “аль-кудра” (власть, могущество), “аль-истива” (вознесение на Трон), “ан-нузуль” (нисхождение на ближайшее небо), “аль-ваджх” (лик), “аль-йадан” (две руки) и т.п.

Мусульмане обязаны верить в то, что Аллах обладает этими качествами в действительности в той форме, которая соответствует Его совершенству, о необходимости чего свидетельствуют священные тексты и здравый смысл.

Что касается доказательств из священных текстов, то Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника, писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, а также в писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не верует в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и в Судный День, тот впал в глубокое заблуждение».[31] Вера в Аллаха подразумевает веру в качества Аллаха. Вера в писание, которое было ниспослано Божьему посланнику, подразумевает веру во все качества, упомянутые в Священном Писании. А вера в то, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, действительно был посланником Аллаха, подразумевает веру во все качества, которыми он охарактеризовал Великого и Могучего Аллаха.

Что же касается логических аргументов, то они сводятся к тому, что если Всевышний Аллах охарактеризовал Себя определенными качествами, то Он действительно обладает ими, потому что Он лучше кого бы то ни было осведомлен о себе, а Его речь является самой правдивой и самой прекрасной. Все это обязывает мусульман верить во все качества Аллаха, которыми Он охарактеризовал Себя, не испытывая при этом ни малейшего сомнения. Сомневаться можно в правдивости невежественного, лживого или бездарного человека, который не способен ясно излагать свои мысли, однако перечисленные три порока абсолютно не присущи Великому и Могучему Аллаху, и поэтому правоверный обязан безоговорочно принимать то, что сообщил Господь.

То же самое можно сказать о качествах, которыми Всевышнего Аллаха охарактеризовал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, потому что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был лучше всех людей осведомлен о своем Господе, всегда говорил сущую правду, имел самые чистые намерения и лучше всех умел излагать свои мысли. Вот почему каждый правоверный обязан безоговорочно принимать все, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поведал о Всевышнем Господе.

Что же касается отвергаемых качеств, то к ним относятся качества, которые Всевышний Аллах отверг от Себя в Священном Коране и устами Своего посланника, мир ему и благословение Аллаха. Все подобные качества в отношении Всевышнего Аллаха являются недостатками и пороками. К ним относятся, например, “аль-маут” (смерть), “ан-наум” (сон), “аль-джахль” (невежество), “ан-нисйан” (забывчивость), “аль-аджз” (бессилие), “ат-тааб” (усталось, утомление) и т.п. Мусульманин не имеет права приписывать эти качества Всевышнему Аллаху и обязан верить в то, что Аллах обладает антагонистичными качествами, которые свидетельствуют о Его совершенстве и безупречности. А причина этого заключается в том, что если Аллах отвергает от Себя определенный порок или недостаток, то это подразумевает обладание Аллахом антагонистичным качеством совершенства. Отрицание недостатков не является основной целью отвергаемых качеств, потому что отрицание свидетельствует о совершенстве только в том случае, если оно дополняется доказательствами совершенства. Отрицание подразумевает отсутствие, а отсутствие не только не свидетельствует о совершенстве, но и является признаком небытия. Кроме того, отсутствие может быть следствием неспособности, и в этом случае оно также не является качеством совершенства. Например, я утверждаю, что стена не причиняет вреда. Это является следствием того, что стена не способна причинить вред, и в данном случае это является недостатком. Один из поэтов сказал: «Есть племена, которые не нападают на своих союзников, потому что не способны причинить людям никакого вреда».

Приведу несколько примеров. Всевышний сказал: «Уповай на Живого, Который не умирает».[32] Отрицание смерти подразумевает совершенство жизни Аллаха.

Всевышний также сказал: «Господь твой ни с кем не поступит несправедливо».[33] Отрицание несправедливости подразумевает совершенство справедливости Аллаха.

Всевышний также сказал: «Но ничто не умалит силы Аллаха ни на небесах, ни на земле, ведь Он – Знающий, Могущественный».[34] Отрицание бессилия подразумевает совершенство божественного знания и могущества, и поэтому Всевышний Аллах назвал Себя Знающим и Могущественным. Бессилие является либо следствием неосведомленности о причинах могущества, либо следствием неспособности, однако Всевышний Аллах обладает совершенным знанием и безграничным могуществом, и поэтому ничто не способно умалить Его силу на небесах и земле.

Исходя из всего сказанного становится ясно, что отвергаемые качества подразумевают нечто большее, чем просто совершенство.

 

Правило четвертое

Утверждаемые качества являются похвальными качествами совершенства, и чем многочисленнее и разнообразнее эти качества, тем очевиднее совершенство того, кто ими обладает. Именно поэтому утверждаемых качеств, которыми Аллах охарактеризовал Себя, намного больше, чем отвергаемых качеств, и это хорошо известно.

Что же касается отвергаемых качеств, то они упоминаются крайне редко и только в следующих случаях:

Во-первых, для утверждения всестороннего совершенства Аллаха. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему».[35] Он также сказал: «Он не рождает и не был рожден, и нет никого, равного Ему».[36]

Во-вторых, для опровержения лжи, которую нечестивцы измышляют об Аллахе. Всевышний сказал: «Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться во прах от того, что они приписали Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына!»[37]

В-третьих, для опровержения ошибочных представлений о несовершенстве Аллаха, связанных с определенными деяниями. Всевышний сказал: «Не ради забавы Мы создали небеса, землю и то, что между ними».[38] Он также сказал: «Воистину, Мы сотворили небеса и землю и все, что между ними, за шесть дней, и Мы ничуть не устали».[39]

 

Правило пятое

Утверждаемые качества Аллаха делятся на две группы: связанные с божественной сущностью и связанные с божественными деяниями.

Качества, связанные с божественной сущностью, были и остаются присущими Аллаху во все времена. К ним относятся, например, “аль-ильм” (знание), “аль-кудра” (власть, могущество), “ас-самъ” (слух), “аль-басар” (зрение), “аль-изза” (могущество, величие), “аль-хикма” (мудрость), “аль-улувв” (возвышенное положение), “аль-азама” (величие, достоинство) и т.п. К ним также относятся такие качества, как “аль-ваджх” (Лик), “аль-йадан” (две Руки), “аль-айнан” (два Глаза).

Качества, связанные с божественными деяниями, связаны с волей Аллаха, и Он совершает их или не совершает их, когда Ему угодно. К таким качествам относятся, например, “аль-истива” (вознесение на Трон), “ан-нузуль” (нисхождение на ближайшее небо) и т.п.

Среди качеств Аллаха есть такие, которые связаны одновременно с божественной сущностью и божественными деяниями. К таким качествам относится “аль-калам” (речь). В целом, это качество связано с божественной сущностью, потому что Всевышний Аллах изначально обладает речью. В то же время оно связано с божественными деяниями, потому что Аллах говорит, когда Ему угодно и что Ему угодно. Всевышний сказал: «Когда Он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести: “Будь!” – и творение возникает».[40]

Все качества, связанные с волей Аллаха, подчинены божественной мудрости. В некоторых случаях мудрость и смысл божественных деяний нам ясны, а в некоторых случаях мы не способны постичь их мудрость, однако мы твердо убеждены в том, что если Аллах желает чего-нибудь, то это непременно соответствует Его божественной мудрости. В подтверждение этого Всевышний сказал: «Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый!»[41]

 

Правило шестое

Вера в божественные качества обязывает мусульман остерегаться двух великих грехов: уподобления качеств Аллаха качествам творений и придания качествам Аллаха формы.

Уподобление качеств Аллаха качествам творений, или антропоморфизм, является порочным воззрением, о несостоятельности которого свидетельствуют священные тексты и здравый смысл.

Что касается доказательств из священных текстов, то Всевышний Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему».[42] Он также сказал: «Неужели Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит? Неужели вы не образумитесь?»[43] Он также сказал: «Знаешь ли ты другого с таким именем?»[44] Он также сказал: «Он не рождает и не был рожден, и нет никого, равного Ему».[45]

А что касается здравого смысла, то в пользу этого свидетельствует целый ряд логических аргументов.

Во-первых, совершенно ясно, что сущность Творца отличается от сущности творений, из чего следует, что качества Творца должны отличаться от качеств творений. Каждое существо обладает соответствующими ему качествами, о чем свидетельствуют различия, которые существуют между различными творениями. Например, силу верблюда невозможно сравнить с силой крошечного муравья. И если качества творений, которые существуют в одинаковых условиях и имеют схожие возможности, различаются, то различия между качествами Творца и творений еще более очевидны и велики.

Во-вторых, как может Господь, сотворивший вселенную и обладающий всеми качествами совершенства, быть похожим на сотворенные им создания, которые обладают множеством недостатков и нуждаются в том, кто поможет им избавиться от этих недостатков? Если человек уподобляет Творца Его творениям, то он умаляет Его достоинства, потому что сходство совершенного с несовершенным является недостатком.

В-третьих, мы видим, что многие творения обладают качествами, которые имеют одинаковые названия, но отличаются друг от друга по сущности. Например, человек имеет ногу, которая не похожа на ногу слона. Он также обладает силой, которая не равна силе верблюда. Эти качества имеют одинаковые названия: нога, сила и т.п. Однако эти качества отличаются друг от друга по форме и сущности, из чего следует, что сходство в названии не означает сходства в сущности.

Уподобление качеств Аллаха качествам творений имеет много общего с отождествлением качеств Аллаха с качествами творений. Однако разница между ними состоит в том, что при уподоблении (араб. “тамсил”) отождествляются все качества Творца и творений, а при отождествлении (араб. “ташбих”) отождествляется большинство качеств. Несмотря на это, лучше использовать термин “уподобление”, потому что он соответствует следующему кораническому откровению: «Нет никого подобного Ему».[46]

Если же человек придает божественным качествам форму, то он верит в то, что качества Аллаха выглядят именно так, как он их себе представляет, но при этом он не отождествляет их с качествами творений. Подобные убеждения также являются порочными, о чем также свидетельствуют священные тексты и здравый смысл.

Что касается священных текстов, то среди них можно выделить следующее высказывание Всевышнего: «Он знает их прошлое и будущее, но они не способны объять Его своим знанием».[47] Всевышний также сказал: «Не следуй тому, в чем ты несведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу».[48] Хорошо известно, что у нас абсолютно нет знаний о форме и сущности божественных качеств, потому что Всевышний Аллах поведал нам об этих качествах, но не поведал нам об их сущности. И если мы будем размышлять о форме и сущности божественных качеств, то последуем тому, о чем у нас нет достоверных сведений и что мы не способны объять своим знанием.

Что же касается здравого смысла, то он подсказывает нам, что определить качества любой вещи можно либо благодаря познанию сущности самой вещи, либо путем сравнения этой вещи с чем-то похожим, либо благодаря достоверным повествованиям. А поскольку все перечисленные выше пути не приемлемы в отношении качеств Великого и Могучего Аллаха, нам становится ясно, что определить форму и сущность божественных качеств невозможно.

Мы также говорим: «Как же ты представляешь себе качества Всевышнего Аллаха? Как бы ты ни представил себе божественные качества, Аллах является еще более великим и прекрасным! Как бы ты ни описал качества Всевышнего Аллаха, ты все равно ошибаешься и лжешь, потому что ты абсолютно не осведомлен об этом!».

Все это обязывает мусульман не представлять Аллаха в душе и не описывать Его языком или пером. Однажды имаму Малику, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, задали вопрос о высказывании Всевышнего «Он – Милостивый, Который вознесся на Трон»[49] и спросили: «А как Он вознесся?» Имам, да смилостивится над ним Аллах, опустил голову и покрылся потом, а затем сказал: «Вознесение известно, а его описание непостижимо. Вера в это является обязательной, а вопрос об этом является ересью».[50] Передают также, что учитель имама Малика шейх Рабиа сказал: «Вознесение известно, а его описание непостижимо». Впоследствии этим принципом руководствовались все мусульманские богословы. Познать форму и сущность божественных качеств невозможно, что подтверждается священными текстами и логическими доводами, и все это обязывает нас не описывать качества Аллаха.

Более того, мы обязаны остерегаться этого всеми возможными способами, ибо всякий, кто пытается описать качества Аллаха, оказывается в пропасти, из которой нет спасения. А если сатана рисует в нашем воображении качества Аллаха, то мы должны знать, что эти мысли являются наущением сатаны. В таких случаях нам следует искать защиты у нашего Господа, который действительно способен защитить Своих рабов. Мы должны руководствоваться Его предписаниями, потому что только Он способен исцелить нас. А ведь Всевышний Аллах сказал: «А если сатана подвергнет тебя какому-либо наваждению, то прибегай к помощи Аллаха, ибо Он – слышащий, знающий».[51]

 

Правило седьмое

Качества Всевышнего Аллаха не подлежат обсуждению, и человеческий разум не в состоянии постичь их. Вот почему мы признаем только те божественные качества, которые упоминаются в Коране и Сунне. Имам Ахмад, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, сказал: «Описывать Аллаха можно только качествами, которыми Аллах описал Себя и которыми Его описал Его посланник. В этом вопросе нельзя выходить за рамки Корана и хадисов». См. пятое правило, относящееся к именам Аллаха.

В Священном Коране и Сунне содержатся три вида свидетельств о божественных качествах.

К первому виду относятся качества, отчетливо упомянутые в коранических аятах и хадисах, например, “аль-изза” (могущество, величие), “ар-рахма” (милость, милосердие), “аль-батш” (хватка, мощь, удар), “аль-ваджх” (лик), “аль-йадан” (две руки) и т.п.

Ко второму виду относятся качества, вытекающие из соответствующих имен Аллаха, например, имя “аль-Гафур” (Прощающий) подразумевает качество “аль-магфира” (прощение), а имя “ас-Сами” (Слышащий) подразумевает качество “ас-самъ” (слух). См. третье правило, относящееся к именам Аллаха.

К третьему виду относятся качества, вытекающие из соответствующих божественных деяний и эпитетов, например, “аль-истива” (вознесение на Трон), “ан-нузуль” (нисхождение на ближайшее небо), “аль-маджи” (пришествие для суда над рабами в День воскресения), “аль-интикам” (отмщение грешникам и преступникам). Всевышний сказал: «Он – Милостивый, который вознесся на трон».[52] Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наш Господь спускается на ближайшее небо».[53] Всевышний также сказал: «Когда распростерта будет земля и твой Господь придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут ад».[54] Он также сказал: «Воистину, Мы воздадим возмездием грешникам».[55]




[1]

К РАЗДЕЛУ II

 

[1] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 60.

[2] Сура “аль-Ахкаф” (“Ахкаф”), аят 5.

[3] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аяты 20-21.

[4] Сура “Марйам” (“Марйам”), аят 42.

[5] Сура “аль-Анбийа” (“Пророки”), аяты 66-67.

[6] Сура “аль-Фуркан” (“Различение”), аят 58.

[7] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 52.

[8] Сура “Фатыр” (“Создатель”), аят 44.

[9] Сура “аз-Зухруф” (“Украшения”), аят 80.

[10] Этот хадис передали аль-Бухари (7131), Муслим (2933) и Абу Давуд (4/4316).

[11] Этот хадис передали аль-Бухари (7386), Муслим (2704) со слов Айуба от Абу Усмана от Абу Мусы аль-Ашари; а также Абу Давуд (2/1526-1528), ат-Тирмизи (5/2461) и Ибн Маджа (2/3824) со слов Абу Усмана ан-Нахди от Абу Мусы аль-Ашари, да будет доволен им Всевышний Аллах.

[12] Сура “аль-Маида” (“Трапеза”), аят 64.

[13] Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аяты 181-182.

[14] Сура “ас-Саффат” (“Выстроившиеся в ряды”), аяты 180-182.

[15] Сура “аль-Муминун” (“Верующие”), аят 91.

[16] Сура “аль-Анфаль” (“Добыча”), аят 30.

[17] Сура “ат-Тарик” (“Ночной путник”), аяты 15-16.

[18] Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аяты 182-183.

[19] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 142.

[20] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аяты 14-15.

[21] Сура “аль-Анфаль” (“Добыча”), аят 71.

[22] То же самое относится к словам некоторых невежд, которые говорят: “Если я поступлю несправедливо с тобой, то Аллах будет несправедлив ко мне”. Это высказывание является порочным, как это подчеркнул автор. И поэтому мусульмане должны отказываться от подобных высказываний и говорить, например: “Аллах отомстит тому, кто поступит с тобой несправедливо или предаст тебя”.

[23] Сура “Лукман” (“Лукман”), аят 27.

[24] Сура “аль-Фаджр” (“Заря”), аяты 21-23.

[25] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 210.

[26] Сура “аль-Анфаль” (“Добыча”), аят 52.

[27] Сура “аль-Хаджж” (“Паломничество”), аят 65.

[28] Сура “аль-Бурудж” (“Созвездия Зодиака”), аят 12.

[29] Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 185.

[30] Этот хадис передали аль-Бухари (6321), Муслим (758), Абу Давуд (4/4733) и Ибн Маджа (1/1366).

[31] Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 136.

[32] Сура “аль-Фуркан” (“Различение”), аят 58.

[33] Сура “аль-Кахф” (“Пещера”), аят 49.

[34] Сура “Фатыр” (“Создатель”), аят 44.

[35] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[36] Сура “аль-Ихлас” (“Чистое вероисповедание”), аяты 3-4.

[37] Сура “Марйам” (“Марйам”), аяты 90-92.

[38] Сура “ад-Духан” (“Дым”), аят 38.

[39] Сура “Каф” (“Каф”), аят 38.

[40] Сура “Йа Син” (“Йа Син”), аят 82.

[41] Сура “аль-Инсан” (“Человек”), аят 30.

[42] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[43] Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 17.

[44] Сура “Марйам” (“Марйам”), аят 65.

[45] Сура “аль-Ихлас” (“Чистое вероисповедание”), аяты 3-4.

[46] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

[47] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 110.

[48] Сура “аль-Исра” (“Ночное путешествие”), аят 36.

[49] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5.

[50] Дополнительные сведения о высказываниях мусульманских богословов на эту тему вы найдете в книге “Мухтасар аль-Улувв ли аль-Алий аль-Гаффар” имама аз-Захаби с уточнениями шейха аль-Албани.

[51] Сура “Фуссылат” (“Разъяснены”), аят 36.

[52] Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5.

[53] Этот хадис передали аль-Бухари (6321), Муслим (758), Абу Давуд (4/4733) и Ибн Маджа (1/1366).

[54] Сура “аль-Фаджр” (“Заря”), аяты 21-23.

[55] Сура “ас-Саджда” (“Поклон”), аяты 22.

 

Идеальные правила к прекрасным Именам и Атрибутам Аллаха

Мухаммад Салих аль-Усаймин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика