КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНЫХ УБЕЖДЕНИЙ

 

Совершенствовались ли религиозные убеждения в ходе истории?

Многие западные исследователи полагают, что религиозные убеждения людей не сразу приобрели тот вид, в котором они известны нам сегодня; они развивались и совершенствовались на протяжении многих веков. Не удивительно, что такое ошибочное суждение высказывают люди, которых Аллах не одарил Своим Писанием — Писанием, в котором история вероучения изложена ясно и недвусмысленно. Но удивляет тот факт, что этого мнения придерживаются и некоторые из тех, кто причисляет себя к мусульманским исследователям.

Например, ‘Аббас Махмуд аль-‘Аккад в книге «Китаб Аллах», посвященной истории возникновения вероучения, заявляет, что религиозные убеждения развивались по мере того, как совершенствовались познания человека в науках[1]. Он пишет: «Убеждения первобытного человека, равно как его познания и хозяйственная деятельность, соответствовали первобытному образу жизни. Примитивные формы знания и хозяйственной деятельности не были совершеннее, чем примитивные верования и обряды поклонения, и источники знания в первом случае не были совершеннее, чем во втором».

Более того, по его мнению, процесс развития религиозных убеждений был более сложным, чем процесс развития науки и хозяйства. Он пишет: «Совершенствование религии должно было протекать тяжелее и занимать больше времени, чем развитие науки и хозяйственной деятельности, потому что путь к величайшей истине во Вселенной труднее и дольше, чем путь к отдельным истинам, которые иногда постигаются благодаря науке, а иногда благодаря хозяйственной деятельности».

По его мнению, божественная истина не была открыта человечеству сразу. «Обращение к ранним формам религии в первые столетия эпохи невежества, — пишет он, — не указывает ни на бесполезность тех форм религиозности, ни на то, что они занимались исследованием непостижимого. Это указывает лишь на то, что величайшая истина не может быть открыта человечеству полностью за одно столетие».

Потом он приводит мнения исследователей относительно истории вероучения. Некоторые из них считают, что причина возникновения религиозных убеждений кроется в бессилии человека перед природными явлениями и враждебными ему силами природы. Некоторые полагают, что религиозные убеждения приемлемы для отдельных лиц и обществ. Есть такие, которые считают, что ранней формой религии был тотемизм: некоторые племена считали своим тотемом какое-то животное и полагали, что оно является их родоначальником. Считается, что люди также почитали деревья, камни и многое другое, что пришло в голову западным исследователям, сочинившим эти гипотезы.

К сожалению, эта теория была подхвачена целым рядом авторов[2], и многие исследователи согласились с ней. Они допустили такую ошибку по следующим причинам:

а) по их мнению, первобытный человек был создан несовершенным, неспособным полностью понять великие истины; более того, согласно их представлениям, первобытные люди были ближе к животному, чем к человеку;

б) они полагают, что человек самостоятельно додумался до убеждений, которых он придерживается, без учителя и наставника; и в таком случае он расширял свои познания об Аллахе по мере того, как совершенствовался в науках и хозяйственной деятельности;

в) изучая религии и их историю, они обращаются только к существующим сегодня искаженным и заблудшим верованиям. Именно они являются объектом их исследования. Но разве они могут познать истину из этих религий, представляющих собой человеческие заблуждения в вопросах вероучения.

История религиозных убеждений разъясняется только в Коране

На земле нет такой книги, которая правдиво разъясняет историю религиозных убеждений, кроме Писания Пречистого и Всевышнего Аллаха. Оно содержит много сведений по этому вопросу. Что же касается человека, то он не способен самостоятельно полностью разобраться в этом вопросе, и тому есть несколько причин.

1. Нам мало что известно о событиях, произошедших пять тысяч лет назад, и еще меньше о том, что произошло десять тысяч лет назад или еще раньше. Нам ничего не известно об этом из истории. Многие факты из истории человечества были утеряны.

2. Многие известные людям факты смешаны с домыслами. Более того, они затеряны в бескрайнем океане фальши, лжи и искажений. Об этом можно судить по тому, что описание жизни одного человека или группы людей даже в наше время считается одним из самых трудных занятий. Что же тогда говорить об истории, восходящей к заре человечества?!

3. Часть истории, связанной с религиозными убеждениями, происходила не на Земле, а на небе. И поэтому истинную историю религии без каких-либо неясностей нам может поведать только Пречистый и Всевышний Аллах:

«Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небе»

(Аль ‘Имран, 5).




[1] См.: Китаб Аллах. С. 10 и далее.

[2] Одним из тех, кто склонился к этой точке зрения, был Мустафа Махмуд, автор книги «Аллах».\

 

 

История вероучения согласно Священному Корану

 

Пречистый Аллах сообщил нам, что Он создал Адама самостоятельным и полноценным творением, а потом вдохнул в него от Своего духа[1] и поселил в Раю. Адаму и его жене было позволено питаться отовсюду, за исключением одного дерева, но его враг Иблис соблазнил его и побудил поесть от этого дерева. Он подчинился своему врагу и ослушался своего Господа, и Он низвел его из Рая на Землю. До низведения его на Землю, Пречистый Аллах обещал ниспослать ему и его потомкам верное руководство, чтобы люди могли познать своего Господа, Его путь и шариат. Тех, кто внемлет Его призыву, Он обещал наставить на прямой путь в этом мире и одарить счастьем в последней жизни, а тем, кто надменно откажется от него, была обещана жизнь, полная нужды и неудовлетворения, и несчастье в последней жизни:

«Мы сказали: “Низвергнитесь отсюда вместе!” Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены. ? А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пребудут там вечно» (Аль-Бакара, 38-39).

В суре «Та ха» сказано:

«Он сказал: “Низвергнитесь отсюда вместе, и одни из вас будут врагами других. Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. ? А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым”. ? И скажет он: “Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, ведь раньше я был зрячим?” ? [Аллах] скажет: “Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению”» (Та ха, 123-126).

Первое поколение людей исповедовало единобожие

После того как Адам был низведен на Землю, Аллах даровал ему потомство, которое придерживалось чистого единобожия. Всевышний сказал:

«Люди были одной общиной», т.е. поначалу они исповедовали единобожие и придерживались истинной религии, а потом впали в разногласия, «и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись [во мнениях]»

(Аль-Бакара, 213).

В хадисе Абу Умамы сообщается, что один мужчина спросил Посланника, да благословит его Аллах и приветствует,: «Посланник Аллаха, был ли Адам пророком?» Он ответил: «Да, и [Аллах] говорил с ним». Мужчина спросил: «Сколько времени отделяло его от Нуха?» Он сказал: «Десять веков». Его передал Абу Хатим Ибн Хиббан в «Сахихе», а Ибн Касир сказал: «Хадис достоверен согласно требованиям Муслима, хотя он не привел его»[2].

Аль-Бухари в «Сахихе» передал со слов Ибн ‘Аббаса следующий хадис: «Между Адамом и Нухом было десять веков, и все они придерживались ислама»[3].

Один век равен ста годам; следовательно, Нуха от Адама отделяла тысяча лет. Возможно, этот срок был дольше, поскольку Ибн ‘Аббас сообщил, что в течение десяти веков люди придерживались ислама, и не исключено, что в течение последующих веков они уже не исповедовали ислам.

Возможно, слово ????? «карн» означает «поколение». В таком значении оно использовано в словах Всевышнего:

«Сколько же поколений мы погубили после Нуха!» (Аль-Исра, 17);

«Вслед за ними Мы сотворили другое поколение» (Аль-Му’минун, 31).

Первое уклонение от правильного вероучения и первый посланник

Люди были единой общиной, исповедующей единобожие, но потом они уклонились от истины, и первым их заблуждением стало чрезмерное почитание праведников. Они возвеличили их до такой степени, что начали обожествлять их и поклоняться им.

В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Ибн Джурейджа о том, что ‘Ата передал следующий комментарий Ибн ‘Аббаса к словам Всевышнего

«[Язычники] сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”» (Нух, 23): «Это имена праведников из народа Нуха. Когда они умерли, шайтан внушил их народу, чтобы они воздвигли их статуи в местах, где они проводили собрания, и назвали их именами. Они поступили так, но не поклонялись им поначалу. Когда же те люди умерли, и знания были забыты, им начали поклоняться»[4].

Это было первым уклонением от единобожия в истории человечества, и тогда Аллах отправил к ним Своего первого посланника Нуха, мир ему. Тем самым Он исполнил обещание, данное прародителю рода человеческого Адаму, — обещание отправить к людям посланников и ниспослать им Писания для того, чтобы наставить их на прямой путь.

Доказательством того, что Нух, мир ему, был первым посланником, отправленным к людям, является хадис о заступничестве, переданный в «Сахихе». В нем сообщается, что после Адама люди придут к Нуху и скажут ему: «О Нух, поистине, ты первый из посланников к [обитателям] Земли, и Аллах назвал тебя благодарным рабом»[5].

Тексты из книги нашего Господа ясно указывают на то, что Нух, мир ему, проповедовал чистое единобожие. Он сказал своим соплеменникам:

«Поклоняйтесь Аллаху! Нет у вас другого божества, кроме Него. Я боюсь, что вас постигнут мучения в великий день» (Аль-А‘раф, 59);

«Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха. Я боюсь, что вас подвергнут страданиям в мучительный день» (Худ, 26);

«О мой народ, поклоняйтесь Аллаху! Нет у вас другого божества, кроме Него. Неужели вы не устрашитесь?» (Аль-Му’минун, 23).

Однако на его призыв к единобожию ответили только слабые люди. Вожди и старейшины, считавшие себя умными и рассудительными людьми, отвергли его призыв и надменно отказались покориться истине:

«Знатные люди из его народа сказали: “Мы видим, что ты находишься в очевидном заблуждении”» (Аль-А‘раф, 60).

Знать, упомянутая в данном аяте, — это старейшины. Они сказали пророку:

«И мы видим, что за тобой, не долго думая, пошли только самые ничтожные из нас» (Худ, 27), т.е. они пошли за тобой, не поразмыслив, они совершили необдуманный поступок. Они обвинили их в поступке, который в действительности заслуживает похвалы, ибо, если человеку ясна истина, он должен не размышлять, а следовать за ней.

Неверующие были удивлены тому, что Аллах отправил к ним человека. Они сказали:

«Мы видим, что ты — такой же человек, как и мы» (Худ, 27);

«Но знатные люди из его народа, которые не уверовали, сказали: “Он — такой же человек, как и вы. Он хочет лишь возвыситься над вами. Если бы Аллах пожелал, то Он ниспослал бы ангелов”» (Аль-Му’минун, 24).

Они потребовали от него прогнать из своего окружения слабых и неимущих людей, которые последовали за ним, но пророк Нух, мир ему, отказался сделать это. Он сказал:

«Я не стану прогонять тех, которые уверовали, ибо они собираются встретиться со своим Господом. А вас я считаю людьми невежественными» (Худ, 29).

Препирательство между Нухом и его неверующими соплеменниками продолжалось очень долго. Всевышний Аллах сказал:

«Он пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов» (Аль-‘Анкабут, 14).

Наконец, пророк Нух, мир ему,  проклял их.

«Нух сказал: “Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих”» (Нух, 26-27).

Аллах наслал на них потоп и погубил их:

«Мы потопили народ Нуха, когда они сочли лжецами посланников»

(Аль-Фуркан, 37).

По милости Своей Аллах спас Нуха и верующих, очистил землю от несправедливых и не оставил на ней никого, кроме приверженцев единобожия. Впоследствии люди снова отступали от поклонения одному Аллаху, и тогда Он снова отправлял к ним посланника:

«Вслед за ними Мы сотворили другое поколение. Мы направили к ним посланника из них самих» (Аль-Му’минун, 31-32), и он призывал их к единобожию:

«Поклоняйтесь Аллаху! Нет у вас другого божества, кроме Него»

(Аль-Му’минун, 32).

Аллах постоянно оказывал милость потомкам Адама и проявлял о них заботу. Каждый раз, когда они впадали в заблуждение и уклонялись в сторону, Он ниспосылал им верное руководство, свет которого пробивал мрак:

«Потом Мы отправляли одного за другим Наших посланников. Каждый раз, когда к какому-либо народу приходил посланник, они нарекали его лжецом. Мы отправляли их одних за другими [на погибель] и сделали их предметом сказаний. Да сгинут люди неверующие!»

(Аль-Му’минун, 44).

Вот правдивая история человечества — долгая борьба между истиной и ложью, между посланниками, призывавшими встать на прямой путь и принять истину, и между заблудшими, которые отворачивались от единобожия и придерживались пути своих отцов и дедов, их прихотей и ошибочных убеждений:

«Разве до вас не дошли вести о народе Нуха, адитах и самудянах? И тех, кто жил после них? Никто, кроме Аллаха, не ведает о них. К ним приходили посланники с ясными знамениями, но они клали пальцы в рот и говорили: “Мы не веруем в то, с чем вы посланы, и нас терзают смутные сомнения относительно того, к чему вы призываете”. Посланники говорили им: “Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли? Он призывает вас, чтобы простить ваши грехи и предоставить вам отсрочку до назначенного времени”. Они говорили: “Вы — такие же люди, как и мы. Вы хотите увести нас от того, чему поклонялись наши отцы. Приведите же нам ясное доказательство”»

(Ибрахим, 9-10).

Размышления над призывом посланников, который описан в Коране, наводят нас на следующие истины.

1. Аллах с самого начала создал человека полноценным творением, чтобы он выполнял определенную миссию, т.е. поклонялся Ему, и человеку было по силам справиться с этим.

2. Он с самого начала наделил человека знаниями о Себе, чтобы человеку не пришлось познавать своего Господа путем размышлений и рассуждений. Он отправил к людям посланников, и их было настолько много, что они донесли истину до всего человечества:

«И нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель» (Фатир, 24).

По этой причине нам не известны имена всех посланников Аллаха:

«Мы уже отправляли посланников до тебя. Среди них есть такие, о ком Мы рассказали тебе, и такие, о ком Мы не рассказывали тебе»

(Гафир, 78).

В пользу этого свидетельствует и тот факт, что в день воскресения неверующие народы признаются в том, что посланники донесли до них призыв Аллаха. Всевышний сказал:

«Каждый раз, когда туда будут бросать толпу, ее стражи будут спрашивать их: “Разве к вам не приходил предостерегающий увещеватель?” Они скажут: “Конечно, предостерегающий увещеватель приходил к нам, но мы сочли его лжецом и сказали: “Аллах ничего не ниспосылал, а вы лишь пребываете в большом заблуждении”»

(Аль-Мульк, 8-9).

Пришествие посланников одного за другим на протяжении долгой истории человечества является ничем иным, как милостью Аллаха по отношению к Его рабам и исполнением обещания, данного Им прародителю рода человеческого Адаму, дабы никто из них не мог оправдаться перед Ним своим неведением:

«…дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (Ан-Ниса, 165);

«Мы никогда не наказывали [людей], не отправив к ним посланника»

(Аль-Исра, 15).

3. Призыв всех посланников един, а его основа и квинтэссенция — единобожие, передача людям знаний об их Господе и Боге, достойном поклонения, и разъяснение того, как нужно поклоняться Ему.

4. Религией всех посланников был ислам, а не какая-нибудь другая религия. Аллах сказал:

«От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (Аль ‘Имран, 85).

Пророк Нух , мир ему, сказал:

«И мне велено быть одним из мусульман» (Йунус, 72).

Аллах сказал о Торе:

«Покорившиеся (т.е. ставшие мусульманами) пророки выносили по ней решения для исповедующих иудаизм» (Аль-Маида, 44).

Пророк Муса , мир ему, сказал своему народу:

«Если вы уверовали в Аллаха и стали мусульманами, то уповайте на Него» (Йунус, 84).

Аллах повелел Своему любимцу Ибрахиму, мир ему, покориться, т.е.

«Я покорился Господу миров» (Аль-Бакара, 131).

В Коране сказано:

«Ибрахим и Йа‘куб заповедали это своим сыновьям. [Йа‘куб сказал:] “О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами”» (Аль-Бакара, 132).

Когда же Йа‘куб, мир ему, спросил своих сыновей, кому они будут поклоняться после его смерти, они сказали:

«Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов — Ибрахима, Исмаила и Исхака, Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся»

(Аль-Бакара, 133).

Царица Савская сказала:

«Господи! Я была несправедлива к самой себе. Я покоряюсь вместе с Сулейманом Аллаху, Господу миров» (Ан-Намль, 44).

Обратившись к Аллаху, пророк Йусуф, мир ему, сказал:

«Умертви меня мусульманином и присоедини меня к праведникам» (Йусуф, 101).

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

??????????????? ???????? ??????????? ?????????????? ??????? ??????????? ???????

«Пророки — братья[6]: их матери разные, а религия едина»[7].

Различия между шариатами пророков, которые мы можем наблюдать, не указывают на то, что они исповедовали разные религии, потому что Аллах издает законы в силу каких-то причин, а потом изменяет их в силу других причин. Такое происходило даже в рамках одного шариата. Например, вначале Аллах приказал во время намазов обращаться лицом в сторону Иерусалима (Эль-Кудса), а потом повелел поворачиваться лицом в сторону Каабы. То же относится к законам пророков: более поздние законы отменяли предыдущие. Поэтому шариат, который был ниспослан Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, стал заключительным законодательством и отменил все предыдущие законы.

5. Вопреки суждению аль-‘Аккада и некоторых западных исследователей, причиной многобожия и поклонения идолам наряду с Аллахом было не совершенствование религиозных убеждений, а уклонение от пути посланников и отказ от того, что они принесли:

«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (Та ха, 124), — а также следование домыслам, потакание страстям и непринятие верного руководства:

«Они следуют лишь предположениям и тому, чего желают души, хотя верное руководство от их Господа уже явилось к ним» (Ан-Наджм, 23);

«И не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути» (Аль-Маида, 77).

Всевышний Аллах сказал об иудеях:

«За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили» (Аль-Маида, 13).

Аллах сказал о христианах:

«Мы также взяли завет с тех, которые сказали: “Мы — христиане”. Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до дня воскресения» (Аль-Маида, 14).

Разъясняя то, что они уклонились от единобожия, придерживаться которого им было приказано, Всевышний сказал:

«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме Которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (Ат-Тауба, 31).

И поэтому посланники отрекутся от тех, кто уклонился от их пути:

«Вот сказал Аллах: “О Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: ‘Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом’?” Он сказал: “Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное. ? Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”» (Аль-Маида, 116-117).



[1] В Коране сказано: «[Аллах] придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа» (Ас-Саджда, 9). Это не значит, что душа человека является частичкой духа Аллаха, как полагают некоторые философы и суфии. Душа человека, как и любое другое творение, принадлежит Аллаху, и Он может особо отметить эту принадлежность, когда пожелает. Как отмечали комментаторы Корана, Аллах назвал дух человека Своим, чтобы оказать ему честь и тем самым подчеркнуть значимость этого творения. См.: Аш-Шаукани М. Указ. соч. С. 1383. — Прим. переводчика.

[2] Нихайа аль-бидайа ва-н-нихайа (1/101).

[3] Там же.

[4] Аль-Бухари (4920).

[5] Муслим (194).

[6] Слово ?????? «‘аллат» используется в отношении братьев по отцу, родившихся от разных матерей. Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, назвал пророков «братьями по отцу», потому что они исповедуют одну религию, имеют одну веру, но руководствуются разными законодательствами. См.: Ибн аль-Асир М. Указ. соч. С. 626. — Прим. переводчика.

[7] Аль-Бухари (3443).

 

 

Вера в Аллаха  

Умар бин Сулайман аль-Ашкар

Перевод: Э. Кулиев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика