Опасность мира этого

ислам

Сообщается, что ‘Амр ибн ‘Ауф аль-Ансари (да будет доволен им Аллах)сказал: (В своё время) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует)

отправил Абу ‘Убейду ибн аль-Джарраха в Бахрейн, чтобы он привёз джизью[1](собранную с жителей этой области). Когда Абу ‘Убейда привёз деньги изБахрейна, ансары узнали о его приезде и явились на утреннюю молитву сПророком (да благословит его Аллах и приветствует). После того, какПосланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) провёл сними эту утреннюю молитву, он хотел пойти по своим делам, но ониподошли к нему. Увидев их, он улыбнулся и сказал: «Я думаю, вы услышали о том, что Абу ‘Убейда что-то привёз из Бахрейна». Они сказали: «Да, о, Посланник Аллаха!». Тогда он сказал: «Тогдарадуйтесь и надейтесь на то, что порадует вас! Однако, клянусь Аллахом,не бедности я боюсь для вас, а боюсь я для вас того, что достанутся вамвсе блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете высоперничать друг с другом из-за этого, как соперничали они, и увлечетон вас, как увлек их!» (Аль-Бухари, № 6425).

 

*       *       *

В этом хадисе сообщается о событии, которое еще не произошло, а этоодин из признаков пророчества. Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) поведал нам о том, что мир этот раскроется перед людьми,и они станут соперничать друг с другом, желая заполучить его блага. Итак оно и случилось.

Когда ансары услышали о прибытии Абу ‘Убейды, они пришли совершатьутреннюю молитву с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) в его мечети, хотя в Медине было несколько мечетей, и укаждого племени была своя мечеть, в которой они обычно и молились. ВБлагословенной мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)они собирались только на пятничную молитву, а также в особых случаях.

Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)отправился  домой после молитвы, они подошли к нему. Он понял, о чемони думают и чего желают, и улыбнулся. Это указывает напроницательность Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) иего доброе и чуткое отношение к своим сподвижникам.

После этого он сообщил им о том, что они получат то, чего ждали.Однако при этом он сказал им о том, что им и в голову не приходило, -что не бедности он опасается для них, а роскоши. Так чем же опаснароскошь?

 

1. Изобилие и роскошь чаще всего развращают человека, разрушает егосвязь с Господом и заставляет его уклоняться от велений ВсевышнегоАллаха.

Сказал Всевышний: «Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается»«Скрыт Огонь за наслаждениями, и скрыт Рай за тем, что ненавистно».(сура 96, аяты 6-7). Богатство – одна из причин этого отклонения. Этопотому, что состоятельный человек может позволить себе гораздо большеудовольствий и наслаждений, чем бедный, а среди этих наслаждений естьтакие, которые запретил Всевышний Аллах. Сказал Пророк (да благословитего Аллах и приветствует):

Поэтому мир этот является одной из причин отклонения человека отистинного пути, а это отклонение, в свою очередь, ведет к разрушению игибели. Сказал Всевышний: «Когда Мы хотели погубить какое-либоселение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям покоритьсяАллаху. Когда же они предавались нечестию, то относительно негосбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью» (сура 17, аят 16).

 

2. Люди борются друг с другом за мир этот с древних времен и донаших дней: он – причина разобщенности, разделения, войн между разныминародами и междоусобиц. Его пагубное влияние испытали на себе даже те,кто жил в первый век после переселения в Медину. Сразу после битвы приБадре[2] возникли разногласия между сподвижниками относительно захваченных трофеев, и Всевышний Аллах ниспослал: «Ониспрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху иПосланнику». Побойтесь же Аллаха и уладьте разногласия между собой.Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими» (сура 10, аят 1).

Именно трофеи стали причиной того, что многие лучники покинули свои позиции во время битвы при Ухуде[3], из-за чего изменился ход битвы.

Борьба за власть была причиной разделения мусульманской общины во все времена, и именно она до сих пор не дает ей объединиться.

Об этом ясно говорится в хадисе: «И станете вы соперничать из-за него, как соперничали они».

Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас передает слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Когдаоткроются пред вами (сокровища) персов и римлян, вы станете соперничатьиз-за них, потом начнете завидовать друг другу, потом отвернетесь другот друга и начнете враждовать, а потом возненавидите друг друга» (Муслим, № 2962).

А в версии хадиса, которому посвящена эта глава, передаваемой Муслимом, говорится: «И станете вы соперничать из-за него, как соперничали они, и погубит он вас, как погубил их»(Муслим, № 2961). Итак, мир этот – причина возникновения разногласий,вражды и борьбы, которая разрушает общину и губит ее, тогда какумеренность по отношению к нему и воздержание рождает взаимную любовь исогласие. Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует): «Не бери много от мира этого – полюбит тебя Аллах, и не бери много из того, что принадлежит людям – полюбят тебя люди» (Ибн Маджа, № 4102, хороший хадис).

 

3. Роскошь отвлекает от поминания Всевышнего Аллаха. «И увлечет он вас, как увлек их».Человек, обладающий несметными богатствами, как правило, озабоченсохранением их и преумножением. Он собирает прибыль, он постояннозанят, и не находит времени для того, чтобы обучаться религии, читатьКоран, совершать намаз в мечети, а также совершать дополнительныемолитвы, в том числе и добровольную ночную молитву. Он занят своимбогатством днем, и оно снится ему по ночам. Порой пригрезится ему, чтоон получил огромную прибыль, а иногда – что он лишился половинысостояния…

 

4. Изнеженная и утопающая в роскоши община не станет сражаться сврагами и бороться на пути Аллаха. И история – лучшее томуподтверждение. Первые мусульмане завоевали полмира, будучи бедными, акогда окружила их роскошь, прекратились завоевания. Со временем недугэтот усилился. Исламское государство стало терять свою силу имогущество, и мусульманская община постепенно пришла в упадок. Всемизвестно, какая великолепная цивилизация, породившая богатство ироскошь, была создана в Андалусии. А к чему это привело? Правители еевели междоусобные войны, люди отказались от борьбы на пути Аллаха и, вконце концов, Андалусию подмяли под себя крестоносцы.

Такая же судьба постигла и Багдад, столицу Аббасидского халифата,которая купалась в роскоши – она не смогла выдержать напор монгол.Одновременно с этим мы видим, что бедный народ Афганистана слегендарной стойкостью и героизмом, поразившим весь мир, противостоялсоветским захватчикам со всей их военной техникой и вооружением.

Община, привыкшая к роскоши и изнеженности, не любит борьбу на путиАллаха, потому что она не желает отказываться от своей спокойной,безмятежной и полной удовольствий и удобств жизни. Ведь если они начнутсражаться, это лишит их многих из этих наслаждений.

Это вовсе не означает, что богатство несет в себе только зло, иникаких положительных сторон у него нет. Богатство – это милость,которую можно использовать во благо, а можно использовать во вред.Однако, наблюдая за жизнью человечества, можно легко обнаружить, чточаще все богатство используется для совершения грехов и ослушанияАллаха, а отнюдь не для совершения благих дел и снискания Егодовольства.

Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передает: «ПосланникАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, этобогатство – сладость для того, кто получил его по праву и употребил егодолжным образом. В этом случае оно – прекрасная помощь и поддержка. Акто возьмет его без права, подобен тому, кто ест и не насыщается» (Аль-Бухари, № 6427).

Это также не означает, что бедность ничем не опасна и не имеетникаких пороков. Крайняя бедность может подтолкнуть человека котклонению от прямого пути и привести к такому же исходу, как роскошь.

Цель этого хадиса – установить равновесие в человеческой душе. Ведьлюди настолько сильно любят богатство, что не замечают сокрытое в немзло. В то же время, они так ненавидят бедность, что не способныусмотреть в ней что-то хорошее. И этот хадис предостерегает нас от тойопасности, которую таит в себе роскошь, чтобы создать равновесие вчеловеческой душе и научить нас тому, что богатство – испытание, ибедность – испытание, и чтобы человек расходовал свое богатство на то,что вызывает довольство Всевышнего Аллаха.

Ислам стремится к тому, чтобы богатство было средством послушания Аллаха, а не самоцелью и божеством помимо Аллаха.

Никто не запрещает нам владеть всем миром, однако мы должныостерегаться того, чтобы мир этот завладел нашими сердцами. Потому чтокогда мы держим его в руках, мы можем распорядиться им, как пожелаем. Авойдя в наши сердца, он подчиняет их себе, и мы становимся его рабами,и он ведет нас, куда пожелает, а разница, конечно же, огромная.

Некоторые из подвижников были очень богаты, однако никто не слышал,чтобы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хотьраз сказал им: «Ваша вера не будет недействительной, и вы не вступитена прямой путь, и не станете настоящими верующими, пока не избавитесьот своего богатства!». Это потому что он знал: богатство это в ихруках, но не в их сердцах.

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) принес все, что имел, и отдал Посланнику Аллаха, а когда тот спросил его: «О, Абу Бакр, а что оставил ты своей семье?», он ответил: «Я оставил им Аллаха и Его Посланника» (Ат-Тирмизи, № 3757, хороший достоверный хадис).

Он также выкупил Биляля и еще многих уверовавших, после чего дал им свободу ради Аллаха.

А ‘Умар (да будет доволен им Аллах) пожертвовал на пути Аллаха половину своего имущества перед походом на Табук.

А ‘Усман обеспечил нуждающееся войско, пожертвовав триста верблюдов и тысячу динаров золотом.

Он также купил колодец Рума в Медине у одного иудея, которыйпользовался потребностью людей в воде и брал с них втридорога. ‘Усманотдал этот колодец во всеобщее пользование ради Аллаха.

А другой сподвижник, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф раздавал в качествемилостыни немалую долю своего имущества, а однажды пожертвовал людямцелый караван с провизией, прибывший из Шама. И все это – радиВсевышнего Аллаха.

Так из тех ли они, в чьи сердца вошел мир этот?

Кто-то может спросить: «Так какое же испытание тяжелее – испытаниебогатством или испытание бедностью? И кого ожидает большая награда –благодарного богача или терпеливого бедняка?».

Правильный ответ (а Аллах знает обо всем лучше) заключается в том,что существуют различные степени богатства и различные степенибедности. И одни степени богатства несут в себе большее искушение, чемдругие. Это же относится и к бедности.

Люди тоже не одинаковы, и для одних богатство более опасно, чембедность, а для других – наоборот. То есть, все зависит от личностичеловека и от степени богатства или бедности.

Так же и награда – она зависит от силы искушения и тяжестииспытания. Чем больше усилий прикладывает человек для того, чтобы несбиться с прямого пути и успешно выдержать испытание, тем большаянаграда его ожидает, независимо от того, богат он или беден. Словом,все зависит от усилий и труда, а не от вида испытания.

Поэтому вполне возможно такое, что благодарный богач получит большуюнаграду, чем проявляющий терпение бедняк, а может быть и наоборот.Мусульманин не должен слишком увлекаться этими теоретическимивопросами. Вместо этого он должен стараться совершать как можно большедобрых дел, которые принесут ему пользу в Мире Вечном.

 


[1]Джизья – подушная подать, которую выплачивали зиммии (иудеи ихристиане), проживающие на мусульманских территориях, подчиняющиесязаконам исламского государства и пользующиеся защитой мусульман.

[2]Бадр - название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу отМедины. 15 марта 624 года в этом месте отряд мусульман подкомандованием Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) одержалпервую значительную победу над превосходящими силами мекканцев.

[3]Ухуд – название горы в пяти километрах к северу от Медины. 22 марта 625г. у этой горы между мусульманами и курейшитами состоялось сражение, вкотором мусульмане потерпели поражение и понесли значительные потери.Среди прочих погиб и дядя Пророка (да благословит его Аллах иприветствует) Хамза (да будет доволен им Аллах). Прим. пер.

7-й хадис из 21-го. Книга доктора Шараф Аль-Куда "СМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ".

Перевод с арабского НАЦ "БАДР ЦЕНТР"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика