Испрашивание благословения у деревьев, камней и т.п.
Испрашивание благословения – это мольба о пользе или благе. Такие мольбы неизбежно относятся к одной из двух категорий:
1. Когда испрашивают благословение так, как это установлено в шариате.
Всевышний Аллах сказал(перевод смысла): «Это писание, которое Мы ниспослали, является
благодатным» (аль-Анам, 92, 155). Польза и благо этого писания в том,
что оно наставляет сердца на прямой путь, исцеляет и исправляет души,
облагораживает нрав и т.д.
2. Когда испрашивают благословение не так, как это установлено в
шариате. Сюда относится испрашивание благословения у деревьев, камней,
могил, мавзолеев, географических мест и т.п. Все это относится к
проявлениям многобожия.
Передают, что Абу Вакид ал-Лейси рассказывал: «Вместе с посланником
Аллаха мы отправились в Хунейн. В то время мы были еще
новообращенными мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у
язычников был лотус, у которого они собирались для своих обрядов,
развешивая на нем свое оружие, и который называли Зат Анват («Имеющий
подвески»). Так вот, когда мы проезжали мимо этого лотуса, то сказали:
«О посланник Аллаха, назначь и для нас Зат Анват – такой же, как и у
них». Тогда посланник Аллаха сказал: «Аллах Превелик! Это – дороги
прежних народов! Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, вы
попросили то же, что попросили у Мусы сыны Исраила: «Сделай и нам
божество – такое же, как и у них». Он сказал: «Воистину, вы –
невежественные люди» (аль-Араф, 138). Вы обязательно последуете
дорогами своих предшественников!». Этот хадис передал ат-Тирмизи,
назвав его достоверным.«Сунан ат-Тирмизи» (2180).
Этот хадис свидетельствует о том, что поступки людей, которые
испрашивают благословения у деревьев, могил, камней и т.п., подолгу
сидят возле них и совершают жертвоприношения для них, являются
проявлениями многобожия. Поэтому в хадисе указывается на то, что
просьба этих новообращенных была похожа на просьбу сынов Исраила,
которые сказали пророку Мусе: «Сделай и нам божество – такое же, как и
у них». Эти хотели, чтобы у них тоже был лотус, у которого они
испрашивали бы благословения, как это делали язычники, а те хотели,
чтобы у них было божество, подобное божествам язычников. Обе просьбы
были несовместимы с единобожием, потому что испрашивание благословения
у дерева – это одно из проявлений многобожия, а признание богов наряду
с Аллахом – очевидное многобожие.
Высказывание о том, что мусульмане обязательно последуют дорогами своих
предшественников, содержит указание на то, что такие деяния будут иметь
место среди мусульман. Эти слова Пророка содержат запрет и
предостережение.