Вопрос 131. Что может служить указанием на первую ступень, которой является вера в знание?
Ответ:Аллах Всевышний сказал:
«Он - Аллах, помимо которого нет иного бога, Знающийсокрытое и явное.»
Собрание, 22
«... чтобы вы знали, ...что Аллах всё объял (Своим)знанием.»
Развод, 12
«И сказали те, кто не уверовал: "Не настанет длянас Час (этот)!" Скажи: "Нет, клянусь Господом моим, Ведающим о сокровенном,обязательно настанет для вас Час (этот)! Не укрывается от Него ничто дажевесом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было быменьше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном..."»
Саба, 3.
«И у него ключи к сокрытому[1]! Знает о них толькоОн.»
Скот, 59
«Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание.» Скот 124
«Поистине, Господь твой лучше всех знает о тех, ктосбился с пути Его, и Он лучше всех знает о следующих правильным путём.»
Калям,7
«Разве Аллах не знает о том, что (скрыто) в сердцах(обитателей) миров, лучше всех?»
Паук 10
«И вот сказал Господь твой ангелам: "Я назначу наземле наместника." Они сказали: "Неужели сделаешь Ты (наместником)на земле того, кто станет на ней грешить[2] и проливать кровь,тогда как мы воздаём Тебе хвалу и чтим Тебя свято[3]?!" Он сказал:"Поистине, Я знаю то, что вам неведомо."»
Корова, 30
Аллах Всевышнийтакже сказал:
«Но, возможно будет вам ненавистно то, что являетсядля вас благом, и, возможно, полюбите вы то, что является для вас злом: Аллахзнает (об этом), а вы не знаете.»
Корова, 216,
Сообщается, чтоодин человек спросил пророка, (с.г.с.),: "О посланник Аллаха, можно лиотличить тех, кто окажется в раю, от тех, кто попадёт в ад?"
Он ответил: «Да».
(Человек) спросил: "Так зачем же они (стараются) совершать(благие) дела?"
Пророк, (с.г.с.), сказал:
«Каждый будет делать то, ради чего он былсоздан (или: ...то, что для него было облегчено[4])».
Аль-Бухари,Муслим.
Сообщается, чтооднажды пророка, (с.г.с.), спросили о детях многобожников[5],на что он ответил:
«Аллахлучше знает о том, что бы они стали делать».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также,что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«Поистине Аллах создал (одних) людей для рая,создав[6] их для него ещё в товремя, когда они находились в чреслах своих отцов, и создал других для огня,создав их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов».
Муслим, Абу Дауд, Ахмад.
Сообщается также,что об этом посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, может человек совершать то, чтолюдям покажется делами обитателей рая[7], тогда как (на самомделе) будет он из тех, кто окажется в аду, и, поистине, может человек совершатьто, что людям покажется делами обитателей ада, тогда как (на самом деле) будетон из тех, кто окажется в раю».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также,что об этом посланник Аллаха, (с.г.с.), однажды сказал:
"Нетсреди вас такого, о ком неизвестно было бы, какое место он займёте раю или вогне». (Люди) спросили: "Опосланник Аллаха, так зачем же нам (стараться) делать (благие дела)? Не лучшели положиться на это?" Он сказал:
«Нет, действуйте, ибо каждому облегчается(совершение) того, ради чего он был создан», - после чего прочитал следующие аяты:
«Что касается того, кто отдавал[8], и былбогобоязненным и признавал наилучшее[9], то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему[10]. А тому, кто скупился[11], и обходился[12] и считал ложьюнаилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему[13]».
Ночь, 5-10
Аль-Бухари, Муслим.
Указанием на этомогут служить и другие хадисы.
[1] " Гайб" -имеется в виду всё то, что известно одному лишь Аллаху и что Он может открыть,кому пожелает.
[2] В частности здесьимеется в виду, что люди станут впадать в великий грех многобожия.
[3] То есть: не допускаем ноотношению к Тебе ничего такого, что не соответствовало бы высоте Твоегоположения.
[4] Иными словами, каждыйбудет находить для себя лёгкими такие дела, совершение которых в конце концовприведёт его к тому месту, что было предопределено ему Аллахом изначально.
[5] Имеется в виду вопрос отом, в рай или в ад попадут дети многобожников, которые умерли в раннемвозрасте, не успев совершить ни хороших, ни плохих дел.
[6] То есть: предопределив,что эти люди попадут в рай.
[7] То есть: такими делами,наградой за которые послужит для него рай.
[8] Имеется в виду "отдавал должное" в широком смыслеслова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха, как относительно материальныхзатрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иныхформ поклонения Ему.
[9] То есть: верил вистинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха и в то, что онполучит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благиедела.
[10] Речь идёт об облегченииположения человека в целом, а также об облегчении для него возможностисовершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай.
[11] То есть: не расходовалво благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллахудолжным образом.
[12] Иначе говоря, считал,что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами.
[13] Имеется в виду, чтоАллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ковсему дурному, что в конце концов приведёт такого человека в ад.