Вопрос 139. Что предполагает собой предопределённость счастья и злосчастия?
Ответ. Во всех ниспосланных свыше Писаниях, а также всоответствующих хадисах пророка, (с.г.с.), выражена мысль о том, чтопредопределённость всего не может служить препятствием для деятельности, и неозначает, что людям следует полагаться на это, наоборот, она обязывает ихприлагать все силы ради совершения благих дел и стремиться к этому. Вот почемукогда пророк, (с.г.с.), поведал своим сподвижникам о том, что всёпредопределено, что это предопределение осуществляется и что чернила на каляме,которым было записано предопределённое, уже высохли, а один из них спросил: "Такне положиться ли нам то, что нам предопределено, и не отказаться ли отдел?", - он сказал в ответ: «Нет, действуйте, ведь каждому (будет)облегчено то, ради чего он создан!», -после чего прочитал аяты, вкоторых сказано:
«Что касается того, кто отдавал[1], и былбогобоязненным и признавал наилучшее[2], то Мы облегчим ему(путь) к легчайшему[3]. А тому, кто скупился[4], и обходился[5] и считал ложьюнаилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему[6]....».
Ночь, 5-10
Аллах Всевышний,слава Ему, предопределил всё то, чему суждено быть, и подготовил всё то, чтодолжно послужить этому причиной. И Он проявил мудрость, даровав людям средствадля жизни в мире этом и для достижения мира вечного и облегчив каждому изсозданных Им людей совершение того, ради чего он был создан в обоих мирах.Таким образом, это Он устраивает и облегчает.
И если раб Аллахазнает, что обеспечение его интересов в мире вечном связано с определённымисредствами, используя которые он может достичь желанной цели, он будет изовсех сил стараться прибегать к этим средствам, ставя их выше того, что связанос обеспечением его мирских интересов.
Очень хорошопонимал это тот сподвижник, который, услышав хадисы о предопределении, сказал:"Сейчас я буду стараться как никогда раньше!"
Что же касаетсяпророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, просипомощи у Аллаха и не опускай руки».
Муслим,Ахмад, Ибн Маджа[7]
Сообщается также,что когда пророка, (с.г.с.), спросили: "Скажи мне, могут лилекарства и заклинания, к которым мы прибегаем, отвратить хоть что-нибудь изпредопределённого Алахом?", он сказал в ответ: «Они (тоже) относятся к предопределению Аллаха»,- имея в виду, что Аллах предопределил не только хорошее и дурное, но и всёто, что приводит к этому.
[1] Имеется в виду "отдавал должное" в широком смыслеслова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха, как относительно материальныхзатрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иныхформ поклонения Ему.
[2] То есть: верил вистинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха и в то, что онполучит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благиедела.
[3] Речь идёт об облегченииположения человека в целом, а также об облегчении для него возможностисовершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай.
[4] То есть: не расходовалво благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллахудолжным образом.
[5] Иначе говоря, считал,что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами.
[6] Имеется в виду, чтоАллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ковсему дурному, что в конце концов приведёт такого человека в ад.
[7] Часть хадиса,передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал,что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«Сильныйверующий лучше пред Аллахом и более любим им, чем верующий слабый, хотя вкаждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, просипомощи у Аллаха и не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори:"Если бы сделал я то-то и то-то!", - но говори: "Этопредопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал", - ибо эти"если" открывают шайтану путь к делам его!»