Вопрос 139. Что предполагает собой предопределённость счастья и злосчастия?

Ответ. Во всех ниспосланных свыше Писаниях, а также всоответствующих хадисах пророка, (с.г.с.), выражена мысль о том, чтопредопределённость всего не может служить препятстви­ем для деятельности, и неозначает, что людям следует полагать­ся на это, наоборот, она обязывает ихприлагать все силы ради совершения благих дел и стремиться к этому. Вот почемукогда пророк, (с.г.с.), поведал своим сподвижникам о том, что всёпредопределено, что это предопределение осуществляется и что чернила на каляме,которым было записано предопределённое, уже высохли, а один из них спросил: "Такне положиться ли нам то, что нам предопределено, и не отказаться ли отдел?", - он сказал в ответ: «Нет, действуйте, ведь каждому (будет)облегчено то, ради чего он создан!», -после чего прочитал аяты, вкоторых сказано:

«Что касается того, кто отдавал[1], и былбогобоязненным  и признавал наилучшее[2], то Мы облегчим ему(путь) к легчай­шему[3].  А тому, кто скупился[4], и обходился[5] и считал ло­жьюнаилучшее,  Мы облегчим путь к тягчайшему[6]....».

 Ночь, 5-10

Аллах Всевышний,слава Ему, предопределил всё то, чему суж­дено быть, и подготовил всё то, чтодолжно послужить этому причиной. И Он проявил мудрость, даровав людям средствадля жизни в мире этом и для достижения мира вечного и облегчив каждому изсозданных Им людей совершение того, ради чего он был создан в обоих мирах.Таким образом, это Он устраивает и облегчает.

И если раб Аллахазнает, что обеспечение его интересов в мире вечном связано с определённымисредствами, используя кото­рые он может достичь желанной цели, он будет изовсех сил стараться прибегать к этим средствам, ставя их выше того, что связанос обеспечением его мирских интересов.

Очень хорошопонимал это тот сподвижник, который, услы­шав хадисы о предопределении, сказал:"Сейчас я буду старать­ся как никогда раньше!"

Что же касаетсяпророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:  

«Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, просипомощи у Аллаха и не опускай руки».

Муслим,Ахмад, Ибн Маджа[7]

Сообщается также,что когда пророка, (с.г.с.), спросили: "Ска­жи мне, могут лилекарства и заклинания, к которым мы прибега­ем, отвратить хоть что-нибудь изпредопределённого Алахом?", он сказал в ответ: «Они (тоже) относятся к предопределению Аллаха»,- имея в виду, что Аллах предопре­делил не только хорошее и дурное, но и всёто, что приводит к этому.



[1] Имеется в виду "отдавал должное" в широком смыслеслова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха, как относительно материа­льныхзатрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и отно­сительно всех иныхформ поклонения Ему.

 

[2] То есть: верил вистинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха и в то, что онполучит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благиедела.

 

[3] Речь идёт об облегченииположения человека в целом, а также об облегчении для него возможностисовершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай.

 

[4] То есть: не расходовалво благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллахудолжным образом.

 

[5] Иначе говоря, считал,что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами.

 

[6] Имеется в виду, чтоАллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ковсему дурному, что в конце кон­цов приведёт такого человека в ад.

 

[7] Часть хадиса,передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет дово­лен им Аллах, который передал,что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Сильныйверующий лучше пред Аллахом и более любим им, чем верующий слабый, хотя вкаждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, просипомощи у Аллаха и не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори:"Если бы сделал я то-то и то-то!", - но говори: "Этопредопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал", - ибо эти"если" открывают шайтану путь к делам его!»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика