Вопрос 144. Обладают ли рабы Аллаха способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписыва­ют?

[1]

 

Ответ. Да, рабы Аллаха способны совершать своидействия и они обладают желанием и волей. Таким образом, в этом отно­шении делаих приписываются им справедливо и в соответствии со степенью их способностидела вменяются им в обязанность, за что они и будут соответствующим образом вознагражденыили подвергнуты наказанию. Аллах вменяет им в обязанность лишь то, чтосоответствует их возможностям. Это зафиксировано в Коране и сунне, и Аллахохарактеризовал людей как обладаю­щих способностью и волей к совершениюдействий, однако они могут делать лишь то, на что им даёт силы Аллах, и немогут пожелать чего бы то ни было, если не пожелает этого Аллах, и делают лишьто, к чему приводит их Аллах, о чём уже упомина­лось в цитированных выше аятахи хадисах, где говорится о же­лании, воле и творении Аллахом действий людей.Сами же они не создают своих действий, как не создают и самих себя, что жекасается их способности, желания, воли и действий, то всё это подчиненомогуществу, желанию и действиям Аллаха, который является Творцом как их самих,так и их способности, воли, же­лания и действий. С другой стороны, их желание,воля, способ­ность и действия не являются тождественными желанию, воле,могуществу и действиям Аллаха точно также как сами они не тождественны Ему, ибоАллах выше этого. Напротив, их дей­ствия, которые сотворены Аллахом,соответствуют положению людей и справедливо приписываются им, являютсярезультатом дел Аллаха, которые соответствуют Его положению и справед­ливоприписываются Ему, поскольку Он на самом деле является Действующим, тогда какраб на самом деле является объектом действия. Так, Аллах, поистине, являетсяРуководящим в той же мере, в какой раб является руководимым, а поэтому оба этихдействия следует относить к Тому, кто их совершает, ведь Аллах Всевышнийсказал:             

«Кого ведёт Аллах, тот и следует прямым путём….».

Ночное путешествие, 97.

Таким образом,приписывание руководства (хидайа) Аллаху правомерно в такой же степени какправомерно приписывание рабам того, что они руководствуются этим руководством(ихтида'). С другой стороны, Руководитель не идентичен руковод­ствующемусяточно также как и руководство не идентично сле­дованию этому руководству. Иможно сказать, что Аллах дей­ствительно сбивает с пути, кого пожелает, что жекасается раба, то он действительно становится заблудшим.

И то же самое можносказать обо всех действиях Аллаха по отношению к Его рабам, предпринимаемым Импо Его усмот­рению. Если же кто-нибудь приписывает действие и результатдействия рабу, это значит, что он впал в неверие, как впал в не­верие и тот,кто приписывает результат действия одному только Аллаху. Истинно верующимявляется лишь тот, кто относит дей­ствие к Творцу, а результат действия — ксотворённому, посколь­ку оба этих утверждения соответствуют истине.



[1] В данном случаеподразумевается, что истинный Творцом их дей­ствий является Аллах.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика