Вопрос 144. Обладают ли рабы Аллаха способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписывают?
Ответ. Да, рабы Аллаха способны совершать своидействия и они обладают желанием и волей. Таким образом, в этом отношении делаих приписываются им справедливо и в соответствии со степенью их способностидела вменяются им в обязанность, за что они и будут соответствующим образом вознагражденыили подвергнуты наказанию. Аллах вменяет им в обязанность лишь то, чтосоответствует их возможностям. Это зафиксировано в Коране и сунне, и Аллахохарактеризовал людей как обладающих способностью и волей к совершениюдействий, однако они могут делать лишь то, на что им даёт силы Аллах, и немогут пожелать чего бы то ни было, если не пожелает этого Аллах, и делают лишьто, к чему приводит их Аллах, о чём уже упоминалось в цитированных выше аятахи хадисах, где говорится о желании, воле и творении Аллахом действий людей.Сами же они не создают своих действий, как не создают и самих себя, что жекасается их способности, желания, воли и действий, то всё это подчиненомогуществу, желанию и действиям Аллаха, который является Творцом как их самих,так и их способности, воли, желания и действий. С другой стороны, их желание,воля, способность и действия не являются тождественными желанию, воле,могуществу и действиям Аллаха точно также как сами они не тождественны Ему, ибоАллах выше этого. Напротив, их действия, которые сотворены Аллахом,соответствуют положению людей и справедливо приписываются им, являютсярезультатом дел Аллаха, которые соответствуют Его положению и справедливоприписываются Ему, поскольку Он на самом деле является Действующим, тогда какраб на самом деле является объектом действия. Так, Аллах, поистине, являетсяРуководящим в той же мере, в какой раб является руководимым, а поэтому оба этихдействия следует относить к Тому, кто их совершает, ведь Аллах Всевышнийсказал:
«Кого ведёт Аллах, тот и следует прямым путём….».
Ночное путешествие, 97.
Таким образом,приписывание руководства (хидайа) Аллаху правомерно в такой же степени какправомерно приписывание рабам того, что они руководствуются этим руководством(ихтида'). С другой стороны, Руководитель не идентичен руководствующемусяточно также как и руководство не идентично следованию этому руководству. Иможно сказать, что Аллах действительно сбивает с пути, кого пожелает, что жекасается раба, то он действительно становится заблудшим.
И то же самое можносказать обо всех действиях Аллаха по отношению к Его рабам, предпринимаемым Импо Его усмотрению. Если же кто-нибудь приписывает действие и результатдействия рабу, это значит, что он впал в неверие, как впал в неверие и тот,кто приписывает результат действия одному только Аллаху. Истинно верующимявляется лишь тот, кто относит действие к Творцу, а результат действия — ксотворённому, поскольку оба этих утверждения соответствуют истине.