Вопрос 189. Кто именно из сподвижников являлся достойнейшим?
Ответ:Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Прижизни пророка, (с.г.с.), мы никого неприравнивали к Абу Бакру, потом - к Умару, а потом - к Усману, после которых мыуже не отдавали предпочтения друг перед другом никому из сподвижников пророка,(с.г.с.),»
А6у Дауд, ат-Тирмизи
Сообщается также,что в пещере[1] пророк, (с.г.с.), сказал Абу Бакру:
«Чтодумаешь ты о двоих, третьим для которых является Аллах?»
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также,что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Если бы (пришлось) мне выбиратьвозлюбленного/халиль/[2], то я выбрал бы АбуБакра, однако он является моим братом и сподвижником».[3]
Сообщается также,что однажды пророк, (с.г.с.), дваждысказал:
«Поистине, Аллах направил меня к вам, и высказали: "Ты солгал!", - а Абу Бакр сказал: "Ты сказалправду!", -и он оказал мне помощь как лично, так и своим имуществом, такне оставите ли вы моего сподвижника в покое?»
Аль-Бухари,
Сообщается также,что однажды пророк, (с.г.с.), сказал:
«О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Тем, в чьей дланидуша моя, если шайтан встретит тебя где-нибудь в пути, он обязательно выберетдля себя другой путь».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также,что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Средитех, кто жил до вас, уже были получавшие внушения свыше[4], и если найдётся одинтакой в моей общине, то, поистине, им является Умар».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также,что однажды, поведав людям о разговоре волка и коровы, пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине,я верю в это, и верят Абу Бакр и Умар, которые там не были».[5]
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается, что вовремя принесения клятвы, угодной Аллаху, когда Усман, да будет доволен имАллах, отправился в Мекку[6],посланник Аллаха, (с.г.с.), сделал знакправой рукой, желая сказать, что это рука Усмана, а потом ударил ею по другойсвоей руке и сказал: «Это -за Усмана».[7]
Аль-Бухари, Ат-Тирмизи.
Сообщается также,что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Тому,кто выкопает колодец Рума, (наградой послужит) рай», — и еговыкопал[8] Усман.
Аль-Бухари,
Сообщается также,что пророк, (с.г.с.), сказал:
"Тому,кто снаряжал войско в трудный (поход[9], наградой послужит)рай», — а одним из тех кто снаряжал его был Усман.
Сообщается также,что об Усмане, да будет доволен им Аллах, пророк, (с.г.с.), сказал:
«Как же мне не стыдиться того, кого стыдятсяангелы?!»
Муслим, аль-Хаким.
Сообщается также,что однажды пророк, (с.г.с.), сказалАли, да будет доволен им Аллах:
«Ты относишься ко мне, а я -к тебе»
Аль-Бухари,ат-Тирмизи, Ахмад.
Ипророк, (с.г.с.), поведал, что Али любитАллаха и Его посланника, а Аллах и Его посланник любят его[10].
Муслим, ат-Тирмизи.
Сообщается также,что однажды пророк, (с.г.с.), сказалАли, да будет доволен им Аллах:
«Разве ты не согласен занимать при мне такоеже положение, какое Харун занимал при Мусе, если не считать того, что послеменя пророка уже не будет?».
Аль-Бухари, Муслим.
Передают со словСа'ида бин Зайда, да будет доволен им Аллах, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Десять (человек будут) в раю: пророк,(с.г.с.), - (будет) в раю, иАбу Бакр (будет)в раю, и Умар (будет) в раю, и Усман (будет)в раю, и Али (будет) в раю, и Тальха (будет) в раю, и аз-Зубайр бин аль-'Аввам(будет) в раю, и Са'д бин Малик (будет) в раю, и Абд ар-Рахман бин Ауф (будет)в раю», - и если захочешь, я назову десятого.
Люди спрсили: "Кто же он?" — , но он промолчал. Люди снова спросили: "Кто же он?" Он сказал: "Это — Са'ид бин Зайд".
Абу Дауд, ат-Тирмизи.
Сообщается также,что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Самым милостивым из общины моей по отношениюк членам её является Абу Бакр, наиболее стойким из них в религии Аллахаявляется Умар, наиболее стыдливым - Усман, самым осведомлённым обустановлениях, касающихся наследования имущества - Зайд бин Сабит, лучшимчтецом[11] Книги Аллаха -Убаййбин Ка'б, а лучшим знатоком дозволенного и запретного - My 'аз бин Джабаль. И у каждой общины есть свойдоверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу Убайда биналь-Джаррах».
Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким.
Сообщается также,что об аль-Хасане и аль-Хусайне[12]пророк, (с.г.с.), сказал:
«Аль-Хасани аль-Хусейн станут господами юношей рая» .
Ат-Тирмизи, аль-Хаким.
И он, (с.г.с.), сказал
«Они— два моих базилика[13] в этом мире».
Аль-Бухари, ат-Тирмизи.
Сообщается также,что о них пророк, (с.г.с.), сказал:
«ОАллах, поистине, я люблю их, полюби же их и Ты!»
Аль-Бухари, ат-Тирмизи.
Сообщается также,что об аль-Хасане пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, этот мой сын[14] (станет) господином,и возможно, что через него Аллах примирит между собой две огромные группымусульман», - что действительнослучилось впоследствии[15].
Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ахмад.
Сообщается также,что об их матери[16] пророк, (с.г.с.), сказал:
«Фатима(станет) госпожой женщин рая».
Аль-Бухари, ат-Тирмизи.
И во многих другиххадисах сообщается о многочисленных достоинствах сподвижников в целом иотдельных их представителей, однако указание на то, что кто-то из них обладалтем или иным достоинством, ещё не говорит о том, что они превосходили в этомостальных, и это распространяется на всех за исключением четырёх праведныххалифов. Такой вывод относительно первых троих из них можно сделать наосновании вышеупомянутого хадиса, передаваемого со слов Ибн Умара, да будет доволенАллах ими обоими, что же касается Али, то, по единодушному мнению членовмусульманской общины, после них он был достойнейшим из живших на земле.
[1] To есть: в то время, когда они прятались впещере от преследовавших их курайшитов при переселении из Мекки в Медину.
[2] Имеется в виду тот, коголюбят больше всего. В Коране возлюбленным Аллаха назван пророк Ибрахим, мирему.
[3] В той версии этогохадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк, (с.г.с.), также сказал:
".. . но Аллах Всемогущий и Великий уже выбрал Своим возлюбленным вашеготоварища». *
* Пророк,(с.г.с.), имел в виду самого себя.
[4] Не путать с откровениями/вaxи/, которые ниспосылались только пророкам.
[5] Эти слова являютсячастью длинного хадиса, в котором говорится о великих достоинствах Абу Бакра иУмара, да будет доволен Аллах ими обоими. В этом хадисе сообщается, что люди, услышавшиео разговоре волка и коровы, что не соответствует общепринятым представлениям,подивились этому, и тогда пророк, (с.г.с.), поведал, что Абу Бакр и Умар в силу совершенства их веры и высокой степени понимания верят тому, что онговорит, не испытывая колебаний и не удивляясь, так как они знают овсемогуществе Аллаха и они убеждены в правдивости посланника Аллаха, которыйничего не говорит по собственной прихоти.
[6] Усман, да будет доволеним Аллах, отправился в Мекку для переговоров с курайшитами, которые решиливоспрепятствовать совершению умры мусульманами, ожидавшими завершения этихпереговоров в аль-Худайбийи, месте, расположенном на границе харама Мекки.
[7] Иначе говоря, пророк,(с.г.с.), принёс клятву, угодную Аллаху,за Усмана, не сомневаясь в том, что он принёс бы такую клятву, если бы неотсутствовал по уважительной причине.
[8] То есть: оплатил работупо расчистке этого колодца.
[9] Имеется в видуподготовка войска мусульман для похода на Табук.
[10] Часть длинного хадиса, вкотором сообщается, что во время похода на Хайбар посланник Аллаха,(с.г.с.), сказал:
"Яобязательно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах (нам) даруетпобеду. Он любит Аллаха и Его посланника…»
[11] То есть: человеком,знающим Коран наизусть и читающим его по всем правилам.
[12] Внуки пророка, (с.г.с.),
[13] Базилик — ароматическоерастение. Пророк, (с.г.с.), имел в виду, что его внуки являются для него однойиз радостей этого мира.
[14] То есть: потомокмужского рода.
[15] После убийства Али в 661году аль-Хасан был провозглашён халифом в Ираке как старший член семьи пророка,(с.г.с.), однако через несколько месяцев он отрёкся от власти в пользу Муавийи,что положило конец борьбе за неё между мусульманами.
[16] Иными словами, о своейдочери Фатиме, да будет доволен ею Аллах.