Глава II. Средства мирские и шариатские

 

Если нам сталоясно, что слово "уасиля" означает "средство, позволяющее достичьжелаемого", то мы должны знать, что эти средства делятся на бытовые ишариатские.

К бытовым средствамотносятся любые причины, приводящие к определенным следствиям, в соответствии стем, как их создал Аллах. Этими средствами могут пользоваться как верующие, таки неверующие. В качестве примера можно привести воду. Это – средство утоленияжажды. Таким же образом, еда является средством насыщения, одежда – средствомзащиты от жары и холода, машина – средством передвижения с одного места надругое и т.п.

Под шариатскимисредствами подразумеваются способы достижения цели, узаконенные ВсевышнимАллахом, разъясненные в Его писании и в Сунне Его пророка, мир ему иблагословение Аллаха. Пользоваться этими средствами могут только верующие,руководствующиеся велениями Аллаха и Его посланника, мир ему и благословениеАллаха.

В качестве примераможно упомянуть произнесение двух свидетельств от чистого сердца и с полнымпониманием их смысла, благодаря которому человек попадает в Рай и спасается отвечных страданий в Аду. Таким же образом, благодаря совершению добрых дел послезлодеяний человек смывает совершенные ранее прегрешения; благодаря определенноймолитве после азана – удостаивается заступничества Пророка, мир ему иблагословение Аллаха; благодаря поддержанию родственных связей – продлеваетсебе жизнь и увеличивает свой удел и т.д.

О том, что этислова или поступки являются средствами достижения тех или иных целей, мы узналитолько благодаря изучению шариата. Об этом невозможно узнать из мирских наук,опытным путем или посредством чувственного восприятия. Мы знаем о том, чтоподдержание родственных связей продлевает жизнь и увеличивает мирской удел,только из слов Посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Кто желает, чтобы его мирской удел был увеличен,а его жизненный срок продлен, пусть поддерживает родственные связи»аль-Бухари и Муслим. То же самое можно сказать обо всех остальных примерах.

Однако многиедопускают грубые ошибки при выборе средств для достижения своей цели – какбытовых, так и шариатских. Очень часто они полагают, что конкретное средствопозволяет достичь определенной цели, связанной с их мирской жизнью, а врезультате все происходит наоборот. Они рассчитывают, что определенный поступокили обряд приведет их к желаемой цели, связанной с религией, однако этого непроисходит.

Примером такихбесполезных поступков, не подтверждаемых ни шариатом, ни земными законами,является то, что прохожие могут увидеть на улице ан-Наср в Дамаске. Там сидятлюди с маленькими столиками, по которым ходит небольшое животное, похожее накрупную мышь. Рядом с ним лежат карточки, на которых записана возможная судьбачеловека. Эти записи делают те самые люди или же другой – невежды, потакаясвоим желаниям. И вот мимо кого-либо из них проходят двое возлюбленных, один изкоторых говорит: "Давай заглянем в нашу судьбу!" Они платят этомучеловеку несколько грош, и тот подталкивает животное, чтобы оно вытащило какую-либокарточку. Потом он протягивает ее молодым людям, и те читают выдуманную для нихсудьбу!

Где же разум тогочеловека, который надеется на то, что животное подскажет ему то, чего он незнает? Если он действительно полагает, что это животное может открыть емусокровенное знание, то это животное, вне всякого сомнения, лучше него. Если жеон не верит в это, то его поступок расценивается как развлечение, глупость,пустая трата времени и расточительство. Безусловно, благоразумные люди избегаютвсего этого. Кроме того, само по себе это занятие является обманом, введением взаблуждение и незаконным присвоением чужого имущества.

Если люди прибегаютк животному для того, чтобы узнать то, что сокрыто от них, то, несомненно, онисчитают такой поступок мирским средством для достижения этой цели. Однако этосредство ошибочное, что подтверждается жизненным опытом и здравым смыслом.Таким образом, это – вымышленное средство, в основе которого лежит невежество иобман. Оно считается ошибочным и с точки зрения шариата, потому чтопротиворечит Корану, Сунне и единому мнению мусульман. Достаточно сказать, чтооно противоречит словам Всевышнего: «Он– Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен и к которым Он приставляет спереди исзади стражей» (аль-Джинн, 26-27).

К бытовым причинам,придуманным людьми, относится и вера в то, что если человек отправится впоездку или женится в среду, то его поездка или женитьба окажется неудачной.Другие в свою очередь полагают, что если, приступая к важному делу, они увидятслепого или калеку, то их начинание не увенчается успехом!

Среди арабов имусульман сегодня есть и такие, которые полагают, что они сумеют одолетьсионистов и империалистов только благодаря численному превосходству, и что они,даже находясь в том положении, в котором они находятся в настоящее время,способны загнать в море всех иудеев. Практика показывает, что все подобныепредположения являются ошибочными и неправильными. Все гораздо сложнее, иситуацию не исправить такими примитивными методами.

К выдуманным людьмишариатским причинам относится вера людей в то, что те или иные деянияприближают их к Пречистому Аллаху, тогда как на самом деле они отдаляют их отНего и навлекают на них гнев Господа. Более того, они обрекают их на проклятиеи мучения. К таким деяниям относится обращение за помощью к усопшим праведниками угодникам. Эти люди просят их о том, на что способен только Пречистый иВсевышний Аллах. Они молят их об избавлении от несчастий и излечении от болезней,просят одарить их мирским уделом и помочь в борьбе с врагом, обращаются к ним сдругими молитвами. Они прикасаются к железным решеткам на их гробницах или ккамням на их могилах, трясут их или бросают в них бумажки, на которых онизаписывают свои просьбы и желания. Все это они считают шариатскими средствами,приближающими их к Аллаху. Однако в действительности это не так, посколькутакие действия целиком и полностью противоречат первооснове Ислама – законностипоклонения только Всевышнему Аллаху и посвящения Ему одному всех формпоклонения.

Еще одним ошибочнымубеждением является вера в то, что человек говорит правду, если он или кто-либоиз присутствующих чихнет при этом. [2] К ним же относится веранекоторых людей в то, что если у них звенит в ушах, то это значит, что кто-либоиз друзей или родственников поминает их добрым словом. [3] То жесамое можно сказать о тех, кто верит в то, что если они постригут ногти вечеромили в субботу, или в воскресенье, то с ними приключится несчастье. Есть и такие,которые полагают, что беда приключится с тем, кто подметает дом вечером, и чтокамень принесет им удачу, если они подумают о нем хорошо и поверят в него. [4]

Эти и другиепохожие верования являются ошибочными. Более того, это – измышления и нелепости,основанные на предположениях и догадках. Аллах не ниспосылал по этому поводуникаких доказательств, и мне удалось обнаружить, что в основе их лежатвыдуманные, лживые хадисы. Да проклянет же Аллах тех, кто придумал их!

Среди бытовыхсредств тоже есть дозволенные, которыми Аллах разрешил пользоваться, и запрещенные,которые запрещены Аллахом. Ранее я уже привел примеры того, как люди ошибочнопринимают те или иные деяния за средства, необходимые для достижения различныхцелей, хотя в действительности это не так. Сейчас я на нескольких примерахпокажу, какие бытовые средства являются дозволенными, а какие – запрещенными.

К дозволеннымспособам получения дохода относятся торговля, коммерция, земледелие, аренда ит.п. К запрещенным же относятся ростовщичество, айна (запрещенный видторговых сделок, при котором покупатель приобретает товар в кредит, чтобы сразупродать его продавцу за более низкую плату с целью обретения наличных денег –К.Э.), ихтикар (запрещенное шариатом хранение товара с целью создатьискусственный дефицит на товары первой необходимости – К.Э.),мошенничество, воровство, азартные игры, торговля вином или скульптурами. Однимиз доказательств в пользу этого являются слова Всевышнего: «Но Аллахдозволил торговлю и запретил лихоимство» (аль-Бакара, 275). Как торговля,так и ростовщичество являются бытовыми способами получения дохода. Тем не менее,Всевышний Аллах разрешил одно и запретил другое.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика