Как можно узнать, какое средство разрешено шариатом, а какое запрещено?


 

Правильным способомопределения законности того или иного бытового и шариатского средства являетсяобращение к Корану и Сунне, исследование того, что сказано в них по этомуповоду, и того, какие выводы вытекают из этих Священных текстов. Иного пути длярешения этого вопроса просто не существует.

Любое бытовоесредство считается дозволенным, если оно отвечает двум требованиям.

Во-первых, оно недолжно быть запрещено шариатом.

Во-вторых, егопольза для достижения той или иной цели должна быть доказана на практике либоочень вероятна.

Что же касаетсяшариатских средств, то единственным требованием к ним является наличие ясногодовода из Священных текстов.

Давайте обратимся купомянутому ранее примеру о предсказании судьбы животным. Этот поступокявляется бесполезным с точки зрения мирских законов, потому что практика издравый смысл свидетельствуют о том, что все это – сущая бессмыслица. С точкизрения шариата же этот поступок является неверием и заблуждением. Аллахразъяснил нам его порочность и предостерег нас от него. Тем не менее, люди частоошибаются в таких вопросах. Они полагают, что любой поступок, который приноситим пользу, является дозволенным и законным. Случается так, что люди взывают кугодникам или молят о помощи покойных, после чего их желания сбываются. Они считают,что одно только это уже является доказательством того, что покойные и угодникиспособны помочь людям, и что взывать к ним и просить их о помощи разрешено. Уних нет других доводов, кроме того, что их желания сбылись. К сожалению, внекоторой религиозной литературе часто можно встретить рассказы о том, какнекий человек попал в тяжелую ситуацию и попросил о помощи святого илиправедника, назвав его по имени, и тот предстал перед ним в человеческом обличииили приснился ему во сне, исполнив его просьбу.

Бедные люди неведают о том, что посредством таких событий, если они действительно имели место,Всемогущий и Великий Аллах вводит в заблуждение язычников и еретиков. Это –хитрость, посредством которой Аллах искушает их и заслуженно наказывает их зато, что они отвернулись от Корана и Сунны, стали потакать своим желаниям ипоследовали за дьяволами.

По причине события,которое произошло в жизни какого-то человека, они разрешают просить о помощитворения наряду с Всевышним Аллахом, несмотря на то, что подобные молитвы являютсявеличайшим язычеством. А ведь это событие может быть всего лишь вымышленнымрассказом, который придумали или приукрасили для того, чтобы сбить с путиостальных людей. И даже если такая история была на самом деле, ее рассказчикошибается по поводу того, кто пришел на помощь человеку. Он полагает, что этобыл праведный угодник, тогда как это был проклятый шайтан, услуживший человекудля того, чтобы добиться своей коварной цели и обмануть людей, заманив их всети неверия и заблуждения, независимо от того, понимают они это или нет.

До нас дошло немалосообщений о том, что во времена невежества язычники приходили к идолам ивзывали к ним, после чего слышали разные голоса. Они полагали, что их божестворазговаривает с ними и отвечает на их зов, хотя на самом деле это были дьяволы,которые желали, чтобы те впали в заблуждение и увязли в своих порочных воззрениях.

Одним словом, мыдолжны знать, что жизненная практика и рассказы людей не являются правдивымоснованием для того, чтобы считать законными те или иные деяния, связанные срелигией. Единственным способом, позволяющим правильно определить это, являетсяобращение к шариату в лице Корана и Сунны. Иного способа, как мы уже отмечали,просто не существует.

В этих вопросахмногие люди запутываются, когда они соприкасаются с потусторонним миром,например, когда они приходят к предсказателям, прорицателям, астрологам,колдунам или шарлатанам. Мы видим, что многие из них убеждены в том, чтопредсказатели знают сокровенное, поскольку они рассказывают им о событиях, которыесокрыты от них. Впоследствии, если все оказывается так, как сказалпредсказатель, они начинают верить в то, что поступать так разрешено. И в этомслучае их единственным доводом является то, что на деле все произошло так, какбыло предсказано. Однако это – огромный грех и очевидное заблуждение. Есликакой-либо поступок принес человеку пользу, то это не означает, что поступатьтак разрешено. Торговля спиртным, например, иногда приносит человеку большуюпользу и помогает ему разбогатеть. То же самое можно сказать об азартных играхи лотереях. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал по этому поводу: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напиткахи азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей,хотя греха в них больше, чем пользы» (аль-Бакара, 219). Инесмотря на это, опьяняющие напитки и азартные игры категорически запрещены. Водном из хадисов даже перечисляются десять проклятий, имеющих отношение кспиртным напиткам.

Посещениепредсказателей тоже запрещено, потому что священные тексты однозначно запрещаютэто. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, по этому поводу сказал: «Кто пришел к предсказателю и поверил всказанное им, тот не имеет отношения к тому, что было ниспослано Мухаммаду»Ахмад и Абу Давуд.

Пророк, мир ему иблагословение Аллаха, также сказал: «Есличеловек придет к прорицателю, спросит его о чем-нибудь и поверит сказанному им,то его намаз не будет принят в течение сорока дней» (Муслим). Акогда Муавия б. аль-Хакам сказал Пророку, мир ему и благословение Аллаха: Среди нас есть люди, которые посещаютпредсказателей”, пророк сказал:«Тыже не ходи к ним…» Муслим.

БлагородныйПосланник, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, каким образом предсказателии колдуны получают некоторые сведения о том, что сокрыто от остальных людей. Онсказал: «Когда Аллах решаеткакое-нибудь дело на небесах, ангелы смиренно складывают крылья перед ЕгоСловом, которое поражает их, подобно грохоту удара цепи о камни. Когда же страхпокидает их сердца, они говорят: "Что сказал ваш Господь?" Имговорят: "Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий!" Дьяволы же,расположившись один над другим (Суфьян, один из рассказчиков хадиса, описалэто на пальцах рук, растопырив пальцы), с украдкой слушают слова Аллаха. Услышавслово, каждый передает его тому, кто ниже его, и так далее сверху вниз, покаэто слово не произносит колдун. Пылающая звезда может сбить дьявола до того,как он передаст услышанное, а может сбить его после этого, и тогда он добавляетк этой правде сто неправд. Люди же говорят: "Разве он не сказал нам втакой-то день то-то и то-то, и это случилось именно так?" А все из-заслова, услышанного на небесах» аль-Бухари.

Похожее разъяснениеупоминается и в хадисе Ибн Аббаса: “Однажды, когда посланник Аллаха, мир емуи благословение Аллаха, сидел в окружении нескольких сподвижников, на небе яркозаблистала звезда. Он спросил: «Чтовы говорили, когда такое происходило во времена невежества?» Ониответили: "Мы говорили, что родился или умер какой-то великийчеловек". Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Но звезды не падают по случаючьей-либо смерти или чьего-либо рождения. Когда Всеблагой и Всевышний Господьнаш принимает решение, носители Трона славословят Ему. Затем Ему славословятобитатели следующего неба, затем следующего. Наконец, славословие доходит дообитателей ближайшего неба. Затем обитатели неба, находящиеся вблизи от носителейТрона, спрашивают их: "Что сказал ваш Господь?" Они оповещают их обэтом, а те оповещают обитателей следующего неба. Так эта весть достигаетближайшего неба, и тогда джинны подхватывают услышанное, и в них бросаютпылающие звезды. То, что они доносят в неизмененном виде, является правдой,однако они смешивают ее с ложью и измышляют»" Муслим,Ахмад, ат-Тирмизи.

Из этих и другиххадисов нам известно, что люди могут вступать в связь с бесами, и что бесысообщают предсказателям некоторые правдивые известия. К полученным от нихсведениям предсказатели прибавляют сотню небылиц от себя и рассказывают об этомлюдям, которые впоследствии убеждаются в том, что некоторые из их предсказанийсбываются. Несмотря на это, мудрый законодатель запретил ходить кпредсказателям, и как мы уже говорили, велел не верить их словам.

В этой связи мыдолжны отметить, что предсказатели, прорицатели и астрологи оказывают большоевлияние на многих людей даже в нашу эпоху, хотя наши современники и заявляют,что они живут в век науки, мысли, культуры и просвещения. Они полагают, чтопредсказания, шарлатанство и колдовство уже потеряли былое влияние ипопулярность. Но если внимательно присмотреться к происходящим событиям изадуматься над их сутью, то легко убедиться в том, что эти явления все ещегосподствуют над умами многих людей. Однако сегодня они облачены в новоеодеяние и предстают перед нами в современном виде, и поэтому лишь немногиепонимают, что происходит в действительности. В частности, спиритизм и разныевиды общения с духами являются одним из современных видов занятия колдовством ипредсказаниями. Таким образом, предсказатели вводят людей в заблуждение, отдаляютих от религии, привязывают их к лживым рассказам и измышлениям, а те принимаютэти рассказы за истину, за науку и религию. В действительности же ни истина, нинаука, ни религия не имеют к ним никакого отношения.

Одним словом,прибегать к бытовым и шариатским средствам достижения целей можно только последоказательства их законности. Что же касается бытовых средств, то их польза иправильность должны подтверждаться и на практике.

Мы обязательнодолжны отметить, что если жизненная практика показывает, что тот или иной поступокявляется бытовой причиной для достижения определенной цели, то пользоватьсяэтой причиной разрешается, если в шариате нет запрета по этому поводу.Правоведы говорят, что любые мирские дела считаются дозволенными, пока недоказано обратное. Что же касается шариатских средств достижения целей, тоотсутствия в шариате запрета на их использование недостаточно для того, чтобыможно было прибегать к их помощи, хотя именно так ошибочно полагают многиелюди. Использовать шариатские средства можно только тогда, когда их законностьи желательность подтверждается Священными текстами. И следует знать, что невсякое дозволенное средство является желательным, и только посредствомжелательных средств можно приблизиться к Всевышнему Аллаху. Одним словом, еслив шариате нет конкретного запрета на какой-либо поступок, то это еще неозначает, что посредством него можно приблизиться к Аллаху. По этому поводувысказался один из наших праведных предшественников: “Не совершайте обрядпоклонения, если его не совершали сподвижники посланника Аллаха, мир ему иблагословение Аллаха”. Этот вывод следует из хорошо известных хадисов,запрещающих любые новшества в религии. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя же сказал: “Любыеобряды поклонения считаются запрещенными, если только по этому поводу нет Священноготекста, и обыденные дела считаются разрешенными, если только по этому поводунет Священного текста”. Это правило следует запомнить, потому что онокрайне важно. Оно позволяет правильно понять многие вопросы, в которых люди расходятсяво мнениях.

 

__________________________________________________________________________

[1] Вера в то, чтомертвые могут помочь живым, является неправильной, поскольку обращение запомощью к кому-либо, кроме Аллаха, относится к проявлениям великого многобожия.Упаси нас Аллах от этого!

[2] Очевидно, этоошибочное убеждение опирается на хадис: «Если кто-либо чихнет возле того, кто говорит, то этотчеловек говорит правду». Этот хадис передал аш-Шаукани вкниге "Аль-Фаваид аль-Маджмуа фи аль-Ахадис аль-Маудуа"("Собрание полезных выводов из выдуманных хадисов") (с. 224). Это –хороший показательный пример того, как опасны выдуманные хадисы, и как онивлияют на распространение ошибочных воззрений и дурных обычаев. Безусловно, этообязывает каждого сознательного мусульманина изучить и остерегаться их, адобиться этого человек не сможет до тех пор, пока он не уделит внимание Сунне иее изучению. Руководствуясь этими и другими соображениями, я начал писать книгу"Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа ва аль-Маудуа ва Асаруха ас-Сеййи фиаль-Умма" ("Сборник слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияниена мусульманскую общину"). Речь об этом хадисе и подробное разъяснениетого, по каким причинам он является слабым, в ней можно найти под номером(136).

[3] В основе этоговерования лежит выдуманный хадис: «Если у кого-либо из вас зазвенит в ушах, пусть он помолитсяза мое благословение и скажет: "Пусть Аллах скажет доброе о том, ктопомянул меня.Этот хадис передал аш-Шаукани в книге "Аль-Фаваид аль-Маджмуа фи аль-Ахадисаль-Маудуа" (224).

[4] Это порочноевоззрение опирается на хадис: «Если кто-либо из васподумает хорошо о камне, то Аллах сделает его полезным для него».Этот хадис привел хафиз аль-Аджалуни в книге "Кашф аль-Хафа" (2/152),и Ибн Теймийя назвал его лживым хадисом. Ибн Хаджар же сказал, что этосообщение бездоказательно. В книге "аль-Макасид" этот хадис названнедостоверным. Ибн аль-Каййим же сказал: «Так говорят идолопоклонники, которыевозлагают надежды на камни». См. "Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа" (450).

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика