Бесполезность всех остальных способов приближения к Аллаху


Из всего сказанногоясно, что узаконенные способы приближения к Аллаху, подтверждаемые текстами Коранаи Сунны, а также духовной практикой наших праведных предшественников, по поводукоторых среди мусульман нет никаких разногласий, сводятся к следующим:

1. Поискблизости к Всеблагому и Всевышнему Аллаху посредством Его имен и качеств.

2. Поискблизости к Аллаху посредством праведного поступка, совершенного самим молящимся.

3. Поискблизости к Аллаху посредством мольбы праведного человека.

По поводу другихспособов приближения к Аллаху между богословами есть разногласия. Мы жесчитаем, что все остальные способы являются недозволенными и незаконными,потому что они не подкрепляются доводами и доказательствами. На протяжениивеков мусульманские исследователи отвергали такие способы приближения к Аллаху,несмотря на то, что некоторые имамы считали дозволенными некоторые из них. Вчастности, имам Ахмад разрешал дозволенным просить Аллаха помочь ради ПророкаМухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Другие богословы, в том числе имамаш-Шаукани, разрешали просить Аллаха помочь и ради других пророков и праведников.Мы же считаем, что в этом и других вопросах нужно опираться только на ясныедоводы, не повинуясь слепо тем или иным лицам. Мы отстаиваем только истину и неподдерживаем кого-либо из ученых фанатично. В вопросе поиска близости к Аллахумы считаем, что правда на стороне тех, кто запрещает искать близости к Аллахупосредством того или иного творения. И мы считаем, что у тех, кто разрешаетпоступать так, нет достоверных доказательств, и требуем, чтобы они представилинам ясное доказательство из Корана и Сунны в пользу своих слов. Но разве ж онисмогут найти среди священных текстов такой, который служил бы подтверждением ихвоззрений?! Поистине, все их доводы будут лишь сомнительными утверждениями либопредположениями, которые мы опровергнем через некоторое время.

В Священном Коранеупоминается много молитв, но среди них нет ни одной мольбы, в которой Аллахапросили бы помочь ради какого-либо творения, или ради чьего-либо высокого положения,или ради того, что полагается кому-либо из творений. Давайте в качестве примерарассмотрим некоторые из этих прекрасных молитв. Великий Аллах, обучая нас тому,как мы должны взывать к Нему, сказал: «Господь наш! Не наказывай нас, еслимы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Тывозложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что намне под силу. Извини нас, прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги женам одержать верх над неверующими людьми» (аль-Бакара, 286); «Господьнаш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас отмучений в Огне» (аль-Бакара, 201); «Мы уповаем на одного Аллаха. Господьнаш, не делай нас искушением для людей несправедливых! = По Своей милости спасинас от людей неверующих» (Йунус, 85-86).

Говоря устамипророка Ибрахима, Всевышний Аллах сказал: «Господи! Сделай этот город безопасными убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам» (Ибрахим, 35); «Господи!Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господьнаш! Прими мою мольбу. = Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих втот день, когда будет представлен счет» (Ибрахим, 40-41). Говоря же устамипророка Мусы, Господь сказал: «Господи! Раскрой для меня мою грудь! = Облегчимою миссию! = Развяжи узел на моем языке, = чтобы они могли понять мою речь»(Та ха, 25-28). Пречистый Аллах также сказал: «Они говорят: «Господь наш!Отврати от нас мучения в Геенне, поскольку мучения там не отступают»(аль-Фуркан, 65).

Помимо этих, вКоране есть и другие замечательные молитвы. Одни из них Всевышний Аллахниспослал для того, чтобы обучить нас им. Другие Пречистый Господь поведал намустами некоторых из пророков, посланников, избранных рабов и святых угодников.Но совершенно ясно, что в них ничего не говорится об этой еретической формеприближения к Аллаху, о которой столько говорят и спорят фанатичные приверженцыошибочных взглядов.

Давайте теперьобратимся к Сунне, чтобы рассмотреть молитвы Пророка, мир ему и благословениеАллаха, которые одобрил для него Всевышний Аллах. Господь обучил его этиммольбам и поведал об их пользе и прелести. Рассмотрев их, мы увидим, что в них,как и в упомянутых ранее коранических молитвах, нет места для этой еретическойформы приближения к Аллаху.

Одной из такихмолитв является известная мольба, посредством которой просят Аллаха благословитькакое-либо начинание. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучал своихсподвижников читать эту молитву всякий раз, когда они намереваются совершитькакое-либо дело, подобно тому, как он обучал их Корану. Вот эта молитва: «ОБоже, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и Твоим могуществом, и я прошу Тебяоказать мне великую милость, ибо Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я незнаю, и Ты ведаешь все о сокровенном! О Боже, если знаешь Ты, что это делостанет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, рано илипоздно, то предопредели его мне, облегчи его для меня, а потом дай мне Своеблагословение на это. Если же Ты знаешь, что это дело окажется вредным для моейрелигии, для моей жизни и для исхода моих дел, рано или поздно, то уведи его отменя, а меня – от него, и суди мне благо, где бы оно ни было, а потом сделайтак, чтобы я остался доволен им».[19]

Вот еще некоторыемолитвы: «О Боже, сделай так, чтобы религия моя, которая служит мне защитой,принесла мне благо, и чтобы земной мир, в котором я живу, принес мне благо, ичтобы Будущая Жизнь, куда я вернусь, принесла мне благо. И сделай жизнь дляменя увеличением всякого блага, и сделай смерть для меня отдохновением отвсякого зла»;[20]

«О Боже,посредством Твоего знания о сокровенном и Твоей способности творить продли мнежизнь, если Ты знаешь, что жизнь будет для меня благом, и лиши меня жизни, еслиТебе известно, что смерть станет для меня благом…»;[21]

«О Боже, поистине,я прошу Тебя о руководстве и богобоязненности, добродетели и богатстве» ;[22]

«О Боже, сделайуделом нашим такой страх перед Тобой, посредством которого Ты отделишь нас отослушания Тебя, такую покорность Тебе, посредством которой Ты приведешь нас кРаю Твоему…»;[23]

«О Боже, ГосподьДжибрила, Микаила, Исрафила и Мухаммада, прибегаю к Твоей защите от Ада».[24]

Похожих молитв вСунне очень много, но среди них нет ни одной мольбы, подтверждающей законностьтого еретического способа приближения к Аллаху, которым пользуются те, кто не согласенс нами. И что действительно удивительно, эти люди порой отворачиваются от техдозволенных способов приближения к Аллаху, которые мы перечислили выше. Онипочти не пользуются ими в своих молитвах и не обучают им людей, несмотря на то,что они опираются на Коран, Сунну и единое мнение мусульман. А вместо этого онипользуются выдуманными молитвами и пытаются приблизиться к Аллаху разными еретическимиспособами, которых нет в шариате Всемогущего и Великого Аллаха. Так не поступалБожий избранник, мир ему и благословение Аллаха, и об этом ничего нерассказывали наши праведные предшественники, представлявшие три лучшихпоколения мусульман.[25] В лучшемслучае их молитвы можно назвать сомнительными. И как же уместно здесь вспомнитьслова Всеблагого и Всевышнего Аллаха: «Неужели вы просите заменить лучшеетем, что хуже?» (аль-Бакара, 61).

Очевидно, это –одно из практических доказательств правдивости слов славного последователясподвижников Хассана б. Атиййи аль-Мухариби, сказавшего: «Если люди вносят всвою религию какую-либо ересь, то Аллах непременно лишает их равноценной сунны,после чего они уже не смогут вернуться к ней вплоть до Дня воскресения».[26]

Следует отметить,что не только мы отвергаем эти еретические формы приближения к Аллаху. До насих отвергали крупные мусульманские ученые и богословы, и эти взгляды нашлиотражение в некоторых религиозных толках, имеющих много последователей. Однимиз таких толков является школа имама Абу Ханифы, да смилостивится над нимАллах. В книге "ад-Дурр аль-Мухтар" (2/630), которая является однимиз наиболее известных трудов представителей ханифитской школы, говоритсябуквально следующее: «Передают, что Абу Ханифа сказал: «Взывать к Аллаху следуеттолько посредством Него Самого. О молитвах, которые нам дозволено и веленочитать, говорится в словах Всевышнего: «У Аллаха – самые прекрасные имена.Посему взывайте к Нему посредством их…».

Похожее высказываниеприводится в книге "аль-Фатава аль-Хиндийя" (5/280).

Аль-Кудури[27] в своембольшом труде по богословию "Шарх аль-Карахи", в главе о нежелательныхпоступках, писал: «Бишр б. аль-Валид рассказывал со слов Абу Йусуфа, что АбуХанифа сказал: «Взывать к Аллаху следует только посредством Него Самого. Мне ненравится, когда говорят: "ради места величия на Твоем Троне" или"ради того, что полагается Твоим творениям"». Это мнение разделял иАбу Йусуф. Он сказал: «Место величия на Троне – это Аллах, и я не считаю такуюмолитву нежелательной. Но мне не нравится, когда говорят: "ради того, чтополагается такому-то", "ради того, что полагается Твоим пророкам ипосланникам", "ради того, что полагается Твоему Заповедному Дому и ЗаповедномуМесту"». Аль-Кадури сказал: «Просить Аллаха ради Его творений нельзя,потому что Творец ничем не обязан Своим творениям». Об этом сообщилшейх-уль-ислам[28] в книге"аль-Каида аль-Джалила".

Аз-Зубейди в книге"Шарх аль-Ихья" (2/285) сказал: «Абу Ханифа и его соратники запрещалипросить Аллаха ради того, что полагается кому-то, или ради того, что полагаетсяЕго пророкам и посланникам, Заповедному Дому или Заповедному Месту, потому чтоАллах ничем никому не обязан. Абу Ханифа и Мухаммад также запрещали говорить вовремя мольбы: "О Боже, прошу Тебя ради места величия на Твоем Троне".Абу Йусуф же разрешил поступать так, когда до него дошло предание по этомуповоду».[29]

Хочу отметить, чтопредание, на которое сослался имам, является лживым и недостоверным. Ибналь-Джаузи передал его в сборнике выдуманных хадисов "Аль-Маудуат",сказав: «Вне всякого сомнения, этот хадис выдуманный». С ним согласился иаль-Хафиз аз-Зейлаи в книге "Насб ар-Райа" (с. 273). Поэтомуопираться на это предание нельзя.

Кое-кто можетсказать, что в этом выдуманном предании нет необходимости, потому что проситьАллаха ради места величия на Его Троне означает просить Его ради божественныхкачеств, а законность этого способа приближения к Всемогущему и ВеликомуГосподу подтверждается другими доводами. По этому поводу Ибн аль-Асир сказал:«Просить Аллаха ради места величия на Его Троне значит просить ради качеств,благодаря которым Трон удостоен величия, или ради величественных мест на Троне.В сущности, это означает просить Аллаха ради величия Его Трона, и соратники АбуХанифы запрещали взывать к Аллаху такими словами».

Согласно первомутолкованию, под местами величия подразумеваются качества, благодаря которымТрон удостоен величия. В этом случае молящийся просит Всевышнего Аллаха радиЕго качеств. И поступать так разрешается. Согласно второму толкованию, под нимиподразумеваются места величия на Троне, и просить Аллаха ради них означаетискать близости к Нему посредством творения, что непозволительно. В любомслучае, этот хадис не следует долго обсуждать и комментировать, потому что онне является достоверным, и мы ограничимся тем, что уже сказали.

 

__________________________________________

[1] Этот хадиспередали ан-Насаи и аль-Хаким, причем последний назвал его достоверным, и с нимсправедливо согласился аз-Захаби.

[2] Этот хадиспередали Абу Давуд, ан-Насаи, Имам Ахмад и др. с достоверной цепочкой рассказчиков.

[3] В одной изверсий хадиса сказано: «…величайшего имени».

[4] Этот хадиспередали Абу Давуд, ан-Насаи, Имам Ахмад и др. с достоверной цепочкой рассказчиков.

[5] Этот хадиспередал Имам Ахмад (3712), и текст хадиса приведен согласно его версии. Его жепередали аль-Хаким (1/509) и др. В книге "Силсилат аль-Ахадисас-Сахиха" (199) я доказал, что цепочка его рассказчиков достоверна иопроверг доводы тех, кто назвал его слабым.

[6] Этот хадиспередали аль-Бухари и Муслим.

[7] Этот хорошийхадис передали ат-Тирмизи (1/267, "Тухфат аль-Ахвази") и аль-Хаким(1/509).

[8] Этот хадиспередали Имам Ахмад (5/349, 350), Абу Давуд (1493) и другие с достовернойцепочкой рассказчиков.

[9] В версииМуслима говорится: «Один из них сказал: "Подумайте, какой из праведныхпоступков вы совершили ради Аллаха, и попросите Аллаха помочь нам ради него.Быть может, Аллах избавит вас от нее"».

[10] В версииМуслима сообщается, что он отправился собирать дрова.

[11] В версииМуслима говорится: «О раб Аллаха, побойся Аллаха и не вскрывай печать…»

[12] Этот хадиспередал аль-Бухари в разделе "Китаб аль-Иджара", и его текст приведенсогласно этой версии. Его же передали Муслим, ан-Насаи и др.

[13] Этот хадиспередал Имам Ахмад со слов Ибн Аббаса, и цепочка его рассказчиков являетсядостоверной благодаря подтверждающим его свидетельствам. См. комментарии ккниге Ибн Абу Асима "Зилал аль-Джанна фи Тахридж ас-Сунна" (138).

[14] Мера объема,равная трем саа.

[15] Карамат –сверхъестественное явление, посредством которого Всемогущий Аллах оказываетмилость Своим угодникам. – К.Э.

[16] Этот хадиспередал аль-Бухари. Шейх аль-Албани привел его в сборнике "Мухтасар Сахихаль-Бухари" (1/224-226), собрав воедино разные версии. В одной из версийэтого хадиса, в частности, говорится: «Однажды в пятницу, когда посланникАллаха, мир ему и благословение Аллаха, стоял, читая проповедь, через дверь,расположенную напротив кафедры, вошел мужчина. Он встал лицом к посланникуАллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: "О посланник Аллаха!Скотина подохла, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобыОн ниспослал дождь". Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, поднял руки и сказал: "О Боже, напои нас! О Боже, напои нас! ОБоже, напои нас!" Нет, клянусь Аллахом, мы не видели на небе ни единойтучи, ни единого облачка, мы не видели ничего. Между нами и Салой не было ниодного дома, и вдруг из-за нее появилась туча, подобная щиту. Достигнувсередины неба, она стала распространяться, а затем полил дождь. КлянусьАллахом, шесть дней мы не видели солнца. В следующую пятницу, когда посланник Аллаха,мир ему и благословение Аллаха, стоял, читая проповедь, через ту же самую дверьснова вошел мужчина. Встав лицом к посланнику Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, он сказал: "О посланник Аллаха! Имущество погибло, и мы лишилисьсредств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он прекратил проливать дождь".Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднял руки и сказал: "ОБоже, вокруг нас, а не на нас. О Боже, на возвышенности, на горы, на холмы, назаросли деревьев". Тут дождь прекратился, и мы вышли и пошли подсолнцем». Шарик сказал: «Мы спросили Анаса, был ли это один и тот же мужчина.Он ответил: "Я не знаю"». – К.Э.

[17] Этот хадиспередали аль-Бухари (2/397, 7/62) и Ибн Саад в книге Табакат аль-Кубра"(4/28-29). См. "Мухтасар Сахих аль-Бухари" (536).

[18] Хафиз ИбнХаджар аль-Аскалани в книге "аль-Исаба" (3/634) отметил, что этотхадис передали Абу Зура ад-Димашки и Йакуб б. Суфьян в своих трудах"ат-Тарих" с достоверной цепочкой рассказчиков со слов того же Салимаб. Амира.

[19] Хадис по этомуповоду передал аль-Бухари. См. "Мухтасар Сахих аль-Бухари" (605).

[20] Этот хадиспередал Муслим. См. "ар-Рауд ан-Надыр" (1112).

[21] Этот хадиспередал ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков. См. "Тахриджаль-Калим ат-Таййиб" (105).

[22] Этот хадиспередал Муслим. См. "Тахридж Фикх ас-Сира" (481).

[23] Этот хадиспередал ат-Тирмизи, справедливо назвав его хорошим. См. полный текст хадиса вкниге "Тахридж аль-Калим ат-Таййиб" (225).

[24] Этот хадиспередали аль-Хаким и ат-Табарани, и цепочка его рассказчиков является хорошейблагодаря подтверждающим его свидетельствам. См. "Силсилат аль-Ахадисас-Сахиха" (1544).

[25] Речь идет осподвижниках, их последователях и последователях их последователей. Издостоверных хадисов известно, что эти три поколения мусульман являются самымилучшими. – К.Э.

[26] Этот хадиспередал ад-Дарими (1/45) с достоверной цепочкой рассказчиков.

[27] Его звали Абуаль-Хасан Ахмад б. Мухаммад б. Джафар б. Хамдан аль-Кудури (362-428 гг.х.). Онбыл известным законоведом, учителем аль-Хатиба аль-Багдади.

[28] Речь идет овыдающемся мусульманском ученом Ахмаде б. Абд аль-Халиме Ибн Теймийе.

[29] Я привелнесколько цитат по этому вопросу, потому что многие фанатичные последователиханифитского толка и некоторые другие отрицают то, что эти слова принадлежатАбу Ханифе, да смилостивится над ним Аллах. Но если такие достоверные преданияот его имени были бы недостоверными, то в трудах по законоведению не было бы ниодного достоверного предания, содержащего его слова. Это хорошо ясно каждомузаконоведу, разбирающемуся в преданиях ханифитских имамов, которые приводятся втрудах этого толка.

Удивительно, чтонекоторые из них, когда сталкиваются с этим высказыванием имама Абу Ханифы,открыто заявляют, что они не опираются на его мнение, потому что онопротиворечит хадису. Они полагают, что есть достоверные хадисы о законностиобращения к Аллаху с просьбами ради кого-либо. К таковым они относят хадис олюдях в пещере и хадис Бурейды, которые мы обсудили выше. Они неправильноистолковывают эти предания и отказываются от следования путем Абу Ханифы, хотявсем хорошо известно, что они фанатично подражают ему и отворачиваются от любогонедвусмысленного достоверного хадиса, если тот не совпадает с мнением АбуХанифы. Почему же они возвращаются к нашим принципам, когда лишаютсявозможности опровергнуть наши слова, опираясь на их собственные убеждения?Противоречие ли это в их взглядах или же явная небрежность? Или же онипроизносят своими устами то, чего нет в их сердцах, пытаясь отвергнуть истину,сказанную основоположником их школы, поскольку эта истина совпадает с нашими убеждениямио необходимости отказаться от просьб ради какого-либо творения и пытатьсяприблизиться к Всевышнему Аллаху только посредством Него Самого и Его качеств?

Хотелось бы мнезнать, готовы ли они поступать согласно достоверным хадисам во всех вопросахмусульманского права, чтобы мы могли потребовать от них признать десятки и дажесотни достоверных хадисов, от которых они отказались ради своего толка. Согласятсяли они на это, последовав нашим путем? Или же они станут руководствоватьсяхадисами, отказываясь от своего толка, когда это совпадает с их желаниями и устремлениями,и придерживаться своего толка, противясь хадисам, когда эти предания не совпадаютс их желаниями и целями?!

Я должен сказать,что оправдывать их взгляды хадисом Бурейды и рассказом о людях в пещеренеправильно, потому что они ясно указывают лишь на законность поиска близости кАллаху посредством праведных поступков. В первом хадисе это – свидетельство единобожия,а во втором – почтительное отношение к родителям, целомудренное воздержание отгреха и доброе отношение к работнику. Все это мы уже говорили. И мы неотносимся к тем, кто фанатично руководствуется вышеупомянутыми словами АбуХанифы, которые на первый взгляд отрицают законность поиска близости к Аллахутаким способом. Мы не обязаны придерживаться таких же взглядов, если они несовпадают с хадисом, потому что мы считаем, что хадис стоит выше слов имама. Вэтом и состоит суть разногласий между нами и между теми, кто слепо подражаетэтому ученому, если верить их словам. О том же, что они скрывают, лучшеизвестно Аллаху. Они называют свой способ приближения к Аллаху "обращениемк Нему с просьбами ради другого", и благоразумным людям хорошо понятно,что это – всего лишь тщетная попытка скрыть одно из их заблуждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика