Хадис 7: «Ищите близости посредством моего высокого положения, поскольку я занимаю перед Аллахом великое место»

Хадис 7: «Ищите близостипосредством моего высокого положения, поскольку я занимаю перед Аллахом великоеместо». Некоторые пересказывают этот хадис в следующем виде: «Если просите Аллаха,то просите Его ради моего высокого положения, поскольку я занимаю перед Аллахомвеликое место».


Это сообщение лживое, и егонет ни в одном из сборников хадисов. Его пересказывают некоторые невежды,ничего не смыслящие в Сунне, что разъяснил шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в книге"аль-Каида аль-Джалила" (с. 132, 150):

– Пророк, мир ему иблагословение Аллаха, действительно занимает великое место перед Аллахом,превосходя в этом всех пророков и посланников. Однако положение творения передТворцом отличается от положения одного творения перед другим. Поистине, никтоне может заступиться за кого-либо другого перед Аллахом без Его позволения, атворения заступаются друг перед другом, не спрашивая позволения. И в этомслучае они становятся сотоварищами в достижении результата, тогда как у ВсевышнегоАллаха нет сотоварищей. Пречистый Господь сказал по этому поводу: «Скажи:«Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеютдаже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцамичего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. = Ничье заступничествоперед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено» (Саба,22-23).

Следовательно, высокоеместо Пророка, мир ему и благословение Аллаха, перед его Господом не дает намоснований искать близости к Аллаху посредством него, потому что заступничествоПророка, мир ему и благословение Аллаха, не зависит от него самого. Это станетясно на следующем примере. Людям хорошо известно, что поясной и земной поклоныявляются выражением особого почтения, и поэтому раньше они кланялись и падалиниц перед своими царями, правителями и просто перед уважаемыми людьми.Некоторые из них и сегодня продолжают поступать таким образом. Все мусульманеединодушны в том, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, являетсясамым почитаемым человеком и занимает самое высокое положение среди людей. Носкажите, разрешалось ли людям кланяться ему и падать ниц перед ним, когда онбыл жив, и разрешается ли это сейчас, когда он умер?

Поистине, если кто-либоразрешает поступать так, он обязан принести доказательства из шариата. Мыизучили этот вопрос и убедились в том, что поясные и земные поклоны можно совершатьтолько перед Пречистым и Всевышним Аллахом. Пророк же, мир ему и благословениеАллаха, запретил людям кланяться друг другу или падать ниц друг перед другом.Более того, в Сунне имеются свидетельство того, что Пророку, мир ему и благословениеАллаха, не нравилось, когда люди встают друг перед другом. Следовательно,поступать так нельзя.

Но если мы запрещаемкланяться посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разве кто-либоможет сказать, что мы отрицаем его высокое положение и его превосходство? Нет иеще раз нет!

И разве кто-либо можетсказать, что мы должны кланяться Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, ипадать ниц перед ним, только потому, что он занимает высокое положение? Конечноже, нет!

Из этого должно быть ясно,что нет никакой связи между высоким положением Пророка, мир ему и благословениеАллаха, и между необходимостью искать близость к Аллаху посредством еговысокого положения, пока не доказано, что поступать так велит шариат.

С другой стороны, высокоеположение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, обязывает нас следовать егопутем и повиноваться ему и его Господу. Достоверно известно, что Пророк, мирему и благословение Аллаха, сказал: «Я велел вам совершать все, что можетприблизить к Аллаху, и ничего не пропустил».[16]И если посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не приказывал намискать близости к Аллаху таким способом, и даже не считал это желательнымпоступком, то это не может считаться поклонением. И мы обязаны повиноваться емуи оставить в стороне свои желания, не позволяя им брать верх над нами. Мы недолжны вносить в религию то, что к ней не относится, под предлогом нашей любвик Пророку, мир ему и благословение Аллаха, потому что настоящая любовьвыражается в следовании его примеру, а не в измышлении ереси. Всемогущий иВеликий Аллах сказал по этому поводу: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, тоследуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи…»(Аль Имран, 31).

Об этом же сказал поэт:

Ты ослушаешься Бога, ноделаешь вид, что любишь Его.

Поистине, этому труднонайти сравнение.

Будь твоя любовь искренней,ты повиновался бы Ему,

Ведь тот, кто любит,повинуется своему возлюбленному.

Два слабых рассказа

Первый – рассказ отом, как люди просили ниспослать дождь ради Посланника, мир ему и благословениеАллаха, после его смерти.

После того упоминанияслабых хадисов, в которых говорится о способах приближения к Аллаху, давайтевспомним другие рассказы, которые часто пересказывают те, которые разрешают искатьблизости к Аллаху таким еретическим способом. Давайте разъясним степень ихдостоверности и посмотрим, имеют ли они вообще отношение к обсуждаемой намитеме.

Аль-Хафиз Ибн Хаджар вкниге "Фатх аль-Бари" писал: «Ибн Абу Шейба передал с достовернойцепочкой рассказчиков слова Абу Салиха ас-Симана, рассказанные им от имениМалик ад-Дара (казначея Умара): "Во времена Умара началась засуха, и одинмужчина пришел к могиле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и сказал:"О посланник Аллаха, попроси дождя для твоих последователей, ведь онивот-вот погибнут". Потом этот мужчина увидел сон, и ему было сказано:"Ступай к Умару…" Сейф в книге "аль-Футух" сообщил, чтомужчиной, который увидел сон, был сподвижник по имени Билал б. аль-Харисаль-Музани».[17]

Прокомментировать этуисторию можно следующим образом.

Во-первых, достоверность еене доказана, потому что нам ничего не известно о справедливости[18](???????) и точности[19](?????)Малика ад-Дара. Как известно из терминологии науки о хадисах, эти два условияявляются главными требованиями к любой достоверной цепочке рассказчиков. ИбнАбу Хатим упомянул Малика ад-Дара в своей книге "аль-Джарх ваат-Тадил" (4/1-213) и не назвал никого, кто пересказывал хадисы от егоимени, кроме этого Абу Салиха. Это значит, что он был неизвестным рассказчиком.И это подтверждается тем, что Ибн Абу Хатим, несмотря на свою прекрасную памятьи широкие познания, не назвал Малика ад-Дара заслуживающим доверия. И поэтомудля нас он остается неизвестным рассказчиком, причем это нисколько непротиворечит словам аль-Хафиза Ибн Хаджара о том, что слова Абу Салиха переданычерез достоверную цепочку рассказчиков. Такая формулировка не означает, чтоцепочка хадиса целиком является достоверной. Напротив, достоверной аль-Хафиз назвалцепочку рассказчиков до Абу Салиха. Иначе он начал бы эту цепочку не АбуСалихом, а непосредственно Маликом ад-Даром. Однако он поступил таксознательно, чтобы указать на то, что это заслуживает внимание. Богословыпоступают так в силу некоторых причин, в частности, если они не располагаютсведениями об одном или нескольких рассказчиках. В этом случае они не позволяютсебе опустить цепочку целиком, потому что это подразумевает достоверность этойцепочки, особенно, если богослов строит на ней свое суждение. И поэтому ониупоминают имена тех рассказчиков, которые вызывают у них сомнение. Таким жеобразом поступил аль-Хафиз Ибн Хаджар, да смилостивится над ним Аллах. Онсловно намекнул на то, что Абу Салих ас-Симан был единственным, кто рассказывалэту историю от Малика ад-Дара, о чем, как мы уже отметили, недвусмысленнозаявил Ибн Абу Хатим. Тем самым он хотел подчеркнуть, что надежность Маликанужно проверить, или же указать на то, что он был неизвестным рассказчиком. Алучше всего об этом известно Аллаху!

Эти тонкости науки охадисах известны только тем, кто занимается ею. Моя точка зрения подтверждаетсяи тем, что аль-Хафиз аль-Мунзири в книге "ат-Таргиб" (2/41-42) привелдругую версию этой истории, рассказанную Маликом ад-Даром от имени Умара. Онсказал: «Этот хадис передал ат-Табарани в книге "аль-Муджамаль-Кабир", и его рассказчики до Малика ад-Дара были известными людьми,заслуживающими доверия. Что же касается Малика ад-Дара, то я ничего не знаю онем». Таким же образом о нем высказался аль-Хейсами в книге "Маджмааз-Заваид" (3/125).

Эта тонкость осталасьнезамеченной автором книги "ат-Тавассул ила Хакикат ат-Тавассул" (с.241), который сделал поспешный вывод из слов аль-Хафиза Ибн Хаджара и назвалхадис достоверным. Он пересказал историю без цепочки рассказчиков и положилсяна то, что у хадиса есть и другая версия, в которой этот мужчина назван Билалемб. аль-Харисом. Он решил, что вполне достаточно того, что ее рассказчиком былСейф, который был известен знатокам хадисов.

Однако это ничего неменяет, потому что сама эта история остается слабой, ведь ее рассказчиком былМалик ад-Дар, о котором нам ничего не известно.

Во-вторых, эта историяпротиворечит шариатскому предписанию совершать особый намаз, моля Аллаха ониспослании дождя. По этому поводу до нас дошло много хадисов, и это мнениеразделяло большинство имамов. Более того, эта история противоречиткораническому аяту, предписывающему в таких случаях молиться Аллаху и просить уНего прощение. Всевышний сказал: «Я говорил: «Просите у вашего Господапрощения, ведь Он – Всепрощающий. = Он ниспошлет вам с неба обильные дожди»(Нух, 10-11). Именно так поступил Умар б. аль-Хаттаб, когда попросил Аллаханиспослать дождь и воспользовался посредничеством аль-Аббаса. Таким же образомпоступали наши праведные предшественники. Всякий раз, когда начиналась засуха,они совершали намаз и взывали к Аллаху. И нет ни одного сообщения о том, чтокто-либо из них приходил к могиле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ипросил его помолиться о ниспослании дождя. Поистине, если бы это былодозволено, они непременно поступили бы так, хотя бы один раз. Однако ониникогда не делали этого, что указывает на то, что в этой истории говорится онедозволенном поступке.

В-третьих, если бы даже этаистория была достоверна, она все равно бы ничего не значила, потому что в ееоснове лежит поступок некоего мужчины, имя которого не называется. Версия Сейфа,в которой этот мужчина назван Билалом б. аль-Харисом, ровным счетом ничего неменяет, так как Сейф б. Умар ат-Тамими был единодушно признан слабымрассказчиком. Ибн Хиббан даже сказал: «Он рассказывает выдуманные хадисы отимени правдивых рассказчиков, и богословы говорили, что он выдумывает хадисы».Сообщения таких рассказчиков не принимаются, тем более, если они противоречатдругим текстам.

Примечание

Сейф б. Умар частоупоминается в трудах по истории Ибн Джарира, Ибн Касира и других авторов.Поэтому те, кто изучает историю, должны не упускать из вида это обстоятельство,чтобы не принять ненадежное сообщение за достоверное.

То же самое можно сказать оЛуте б. Йахье Абу Михнафе. Аз-Захаби сказал о нем в "аль-Мизане":«Рассказчик историй и пропащий человек, который не заслуживает доверия. АбуХатим и другие богословы отвергали его. Ад-Даракутни назвал его слабым. Йахьяб. Маин назвал его не заслуживающим доверия. Ибн Ади сказал, что он былпропавшим шиитом и пересказывал их истории».

То же самое относится и кМухаммаду б. Умару, известному как аль-Вакиди. Он был учителем Ибн Саада,автора книги "ат-Табакат", и поэтому он часто пересказывает егохадисы. Именно его сообщение ввели в заблуждение шейха аль-Бути, который всвоей книге "Фикх ас-Сира" часто ссылается на его рассказы, несмотряна то, что в предисловии к своей книге он обязался ссылаться только надостоверные истории о жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха! Хадисыэтого аль-Вакиди отвергались (???????????) богословами, о чем писалимногие хадисоведы. Поэтому в отношении этих рассказчиков надо бытьвнимательным.

В-четвертых, между поискомблизости к Аллаху посредством самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, иобращением к нему с просьбой, есть разница. В этой истории мужчина не искал близостик Аллаху посредством Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а обратился спросьбой непосредственно к нему. Он попросил его помолиться за его общину, иэто – отдельная тема, к которой все предыдущие хадисы не относятся. Никто изнаших праведных предшественников не разрешал обращаться с просьбами илимольбами к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, после его кончины.Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в книге "аль-Каида аль-Джалила" (с. 19-20)сказал:

– Ни один посланник,будь то пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, или кто-либо из предыдущихпророков, не разрешал людям взывать к ангелам, пророкам и праведникам илипросить их о заступничестве. Взывать к ним нельзя, если они уже умерли илиотсутствуют рядом. Поэтому никто не должен говорить: "О ангелы Аллаха,заступитесь за меня перед Аллахом и попросите Его оказать нам помощь, наделитьнас уделом и наставить нас на прямой путь". Никто не должен обращаться кумершим пророкам и праведникам со словами: "О пророк Аллаха! О угодник[20]Божий! Помолись Аллаху за меня и попроси Его простить меня" … Нельзяговорить: "Я жалуюсь тебе на свои грехи, на худой удел и на обиды моихврагов! Я жалуюсь тебе на своего обидчика". И нельзя говорить: "Яостановился возле тебя, и я – твой гость и твой сосед. Ты же покровительствуешьтем, кто ищет твое покровительство". Нельзя вешать на могилах бумажки с надписями:"Я прошу такого-то защитить меня". Нельзя записывать свои просьбы кусопшим пророкам и праведникам и относить их к лицам, занимающимся такойересью. Так поступают христиане в своих церквях и еретики среди мусульман,которые проводят время возле могил пророков и праведников. Это – неотъемлемаячасть исламской религии, и сообщения по этому поводу не вызывают никакихсомнений (????? ????????). Мусульмане единодушны в том, что Пророк, мир ему и благословениеАллаха, не разрешал своим последователям поступать так, и предыдущие пророкитоже не устанавливали таких предписаний. Так не поступали ни сподвижники, ни ихверные последователи. Такое поведение не одобрял ни один из мусульманскихимамов – ни четыре имама[21],ни кто-либо другой. Кроме того, ни один из имамов не говорил, что во времяхаджа или в другое время мусульманам следует встать возле могилы Пророка, мирему и благословение Аллаха, и попросить его заступиться за мусульман илипомолиться за его общину. Никто из них не разрешал жаловаться ему на тенесчастья и трудности, которые постигают мусульман в их мирской и духовнойжизни. После смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сподвижникампришлось пройти через разные испытания. Они пережили годы засухи и нищеты,сталкивались с опасными и сильными противниками, оказывались перед лицом грехови ослушания. Но никто из них не приходил к могилам пророка Мухаммада, мир ему иблагословение Аллаха, или Божьего возлюбленного Ибрахима, или любого другогопророка, и не говорил: "Мы сетуем на засуху, или на сильного противника,или на свои многочисленные грехи. Попроси Аллаха одарить богатством нас и всехтвоих последователей, помочь нам и простить наши грехи". Эти и им подобныепоступки являются ересью, которую не одобрял ни один из мусульманских имамов.Богословы единодушны в том, что такое поведение не является ни обязательным, нижелательным, ведь ни один еретический поступок не может носить обязательный илижелательный характер. Поэтому это – скверная ересь[22]и заблуждение, и богословы единодушны по этому поводу.

Если кто-либо называетнекоторые новшества хорошими, то таковыми можно считать только те желательныепредписания, которые подтверждаются шариатскими доводами. Если же тот или инойпоступок не является обязательным или желательным, то ни один мусульманин недолжен относить его к благодеяниям, посредством которых можно приблизиться кАллаху. И если кто-либо пытается приблизиться к Нему посредством поступков,которые не были приказано совершать, которые не является обязательными илижелательными, то он является заблудшим и следует по стопам сатаны. А избранныйим путь – это один из путей сатаны. Абдуллах б. Масуд, да будет доволен имАллах, рассказывал по этому поводу: «Посланник Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, начертил для нас черту и начертил несколько черточек справа и слева отнее. Затем он сказал: "Это – путь Аллаха, а это – иные пути, на каждомиз которых есть дьявол, призывающий туда". После этого он прочел: «ТаковМой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями,поскольку они собьют вас с Его пути» (аль-Анам, 53)».

От себя добавлю, чтонекоторые поздние мусульмане допускают такую явную ошибку потому, чтосравнивают жизнь пророков в барзахе[23]с их жизнью в этом мире. Безусловно, такое сравнение неуместно и противоречитКорану, Сунне и действительности. Здесь нам достаточно привести в качествепримера то, что никто из мусульман не разрешает совершать групповой намазвместе с ними позади их могил, никто не беседует с ними. Разница между ихжизнью и нашей велика, и это ясно каждому благоразумному человеку.

[16] Этотхадис передали аш-Шафии, ат-Табарани и др.

[17] ИбнХаджар, "Фатх аль-Бари", 2/397.

[18] Подсправедливостью рассказчика подразумевается то, что он был разумнымсовершеннолетним мусульманином и не был нечестивцем или непорядочным человеком.– К.Э.

[19] Подточностью рассказчика понимается то, что он абсолютно точно запоминал илизаписывал хадисы. Точность и справедливость являются двумя качествами, которымиобязаны обладать рассказчики достоверных хадисов. – К.Э.

[20] Воригинале "посланник Аллаха".

[21] Имеютсяв виду имамы-эпонимы четырех религиозно-правовых школ в исламе – мазхабов. Это– Абу Ханифа ан-Нуман б. Сабит (ум. 150 г.х.), Малик б. Анас (ум. 179 г.х.),Мухаммад б. Идрис аш-Шафии (ум. 204 г.х.), Имам Ахмад б. Ханбал (ум. 241 г.х.).– К.Э.

[22] Этислова шейх-уль-ислама Ибн Теймийи можно трактовать по-разному. Возможно, онговорил со своими оппонентами, опираясь на их собственные убеждения. Известно,что они разделяли религиозные новшества на пять категорий, в том числе – наобязательные и желательные. Возможно также, что он использовал слово"ересь" (??????) в его лексическом значении. В этом случае он имел в виду то,что произошло после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но подтверждаетсяшариатскими доводами. Я говорю это, потому что хорошо известно, что Ибн Теймийяне разделял ересь на хорошую и скверную, а считал всякую ересь заблуждением.Это подтверждается и концовкой этой цитаты.

[23] Барзах– промежуточный мир, в котором творения оказываются после смерти и пребываютвплоть до наступления Судного Дня. В барзахе праведники наслаждаются милостьюАллаха, а грешники и неверующие получают мучительное наказание. – К.Э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика