Поклонение

Арабское слово «ибада» означает «поклонение». Лексически это слово означает «покорность», «смирение». Однокоренные с ним слова используются в выражениях «послушный верблюд», «протоптанная тропа».

В шариате это понятие объединяет все слова и деяния, совершаемые телом и душой, которые Аллах любит и которыми Он доволен.

Поклонение зиждется на трех столпах.

1. Совершенная любовь к Пречистому Аллаху. Всевышний по этому поводу сказал (перевод смысла): «Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (аль-Бакара, 165).

2. Совершенная надежда на милость Аллаха. Всевышний сказал(перевод смысла): «Они надеются на Его милость» (аль-Исра, 57).

3. Совершенный страх перед Аллахом. Всевышний сказал: «…и страшатся мучений от Него» (аль-Исра, 57).

Эти три великих столпа Пречистый Аллах собрал воедино в суре «аль-Фатиха»(перевод смысла): «Хвала Аллаху, Господу миров, ? Милостивому, Милосердному, ? Властелину Дня воздаяния!»
В первом аяте указывается на любовь, потому что Аллах – Благодетель, а
того, кто одаряет благами, любят в зависимости от степени его
добродетели. Во втором аяте содержится указание на надежду, потому что
следует надеяться на милость того, кто обладает милосердием. Третий аят
содержит указание на страх, потому что наказания того, кто способен
воздать по заслугам и призвать к отчету, следует бояться.

Поэтому после этих трех аятов Всевышний сказал(перевод смысла): «Тебе одному мы поклоняем­ся…». Это значит, что мы поклоняемся нашему Господу, испытывая эти три чувства. Мы любим Его, о чем свидетельствуют слова «Хвала Аллаху, Господу миров». Мы надеемся на Него, что подтверждается словами «Милостивому, Милосердному». И мы боимся Его, на что указывают слова «Властелину Дня воздаяния».

Поклонение принимается только при выполнении двух условий:

1. Искренность перед Аллахoм. Аллах принимает только те из деяний, которые совершаются искренне ради Его Лика. Всевышний сказал (перевод смысла) : «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне» (аль-Беййина, 5); «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» (аз-Зумар, 3); «Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру» (аз-Зумар, 14).

2. Следование путем посланника, SAWS . Господь принимает только те деяния, которые соответствуют наставлениям посланника, SAWS . Всевышний сказал(перевод смысла): «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр, 7). Он также сказал(перевод смысла):
«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут
тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут
испытывать в душе стеснение от твоего реше­ния и не подчинятся
полностью»
(ан-Ниса, 65).

Пророк же, SAWS , сказал: «Если кто-либо внесет в это дело наше то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто». «Сахих аль-Бухари» (2697). Это значит, что оно будет возвращено ему.

Деяния, которые совершены не ради Аллаха и не соответствуют Сунне посланника Аллаха SAWS являются бессмысленными. Аль-Фудайл бин Ийад, говоря о смысле высказывания Всевышнего (перевод смысла) «…чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше», сказал: «Более искренними и более правильными». Его спросили: «Что означает: более искренними и более правильными?». Он ответил: «Если
деяние является искренним, но неправильным, то оно не принимается, и
если оно является правильным, но неискренним, то оно тоже не
принимается. Оно должно быть искренним и правильным. Искренним же
является то, что совершается ради Аллаха, а правильным – то, что
соответствует Сунне»
.«Хилйат аль-Аулийа» (8/95).

К аятам, объединяющим оба эти условия, относятся слова Всевышнего в конце суры «аль-Кахф» (перевод смысла) : «Скажи:
«Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о
том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со
своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не
поклоняется наряду со своим Господом»
(аль-Кахф, 110).

Форм поклонения много, и каждое праведное
слово, каждое праведное деяние, совершенное душой или телом, считается
одной из форм поклонения, если Аллах любит его или доволен им.
Поэтому мы перечислим лишь некоторые из них.

1. Мольба (дуа). Эта форма поклонения делится на две категории: мольба с прошением и мольба в поклонении.

Всевышний Аллах сказал(перевод смысла): «Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру» (Гафир, 14); «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (Джинн, 18); «Кто
же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо
Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не
ведают об их зове?! ? А когда люди будут собраны, они станут их врагами
и будут отвергать их поклонение»
(аль-Ахкаф, 5-6).

Поэтому, если человек молит кого-либо, кроме Великого и Могучего Аллаха, о помощи в том, на что не способен никто, кроме Аллаха,
то он совершает многобожие и неверие, независимо от того, взывает он к
живому творению или к мертвому. Если же человек просит живого человека
оказать ему посильную помощь, например, накормить или напоить его и
т.п., то он не совершает греха. Но если он взывает к мертвому или к
отсутствующему живому человеку и т.п., то он совершает многобожие,
потому что мертвый или отсутствующий человек не способен ответить на
его молитву.

Как уже было отмечено, мольба включает в себя две категории: мольбу-прошение и мольбу-поклонение.

Мольба с прошением – это молитва о благе в этом мире и в будущей жизни, а мольба в поклонении
включает в себя все богоугодные поступки, совершаемые душой и телом,
потому что человек, поклоняющийся Аллаху, словами и поведением просит
своего Господа принять его поклонение и вознаградить его за него.

Все
коранические повеления взывать с мольбой к Аллаху и запреты на
обращение с мольбой к кому-либо, кроме Аллаха, относятся как к мольбе с
прошением, так и к мольбе в поклонении.

2, 3, 4. Любовь (махабба), страх (хауф) и надежда (раджа). Об этих формах поклонения мы уже говорили при разъяснении столпов поклонения.

5. Упование (таваккул).
Уповать означает положиться на кого-либо или что-либо. Для того чтобы
уповать на Аллаха, раб должен искренне вверить свою судьбу Всевышнему
Аллаху, положиться на Него и довериться Ему, используя предписанные или
дозволенные Аллахом средства, необходимые для обретения блага и
оберегания от зла. Всевышний сказал(перевод смысла):
«Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими» (аль-Маида, 23). Он также сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (ат-Талак, 3).

6, 7, 8. Чаяние (рагба), боязнь (рахба), смирение (хушу).

Под чаянием подразумевается стремление достичь того, что любишь. Боязнь
– это страх, заставляющий избегать того, чего страшишься. Смирение же –
это такое унижение и преклонение перед величием Аллаха, когда раб
покоряется Его предопределению и законам. Всевышний Аллах упомянул эти
три формы поклонения и сказал(перевод смысла):
«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами» (аль-Анбийа, 90).

9. Опасение (хашья).
Это – страх, основанный на осознании величия и совершенного могущества
того, кого опасаешься. Всевышний Аллах сказал(перевод смысла):
«Не бойтесь их, а бойтесь Меня» (аль-Бакара, 150); «Не бойтесь же их, а бойтесь Меня» (аль-Маида, 3).

10. Обращение (инаба).
Под этим подразумевается обращение к Всевышнему Аллаху посредством
совершения богоугодных дел и избежания грехов. Всевышний сказал(перевод
смысла):
«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (аз-Зумар, 54).

11. Мольба о помощи (истиана). Это – молитва о том, чтобы Аллах помог справляться с религиозными и мирскими делами. Всевышний SWT сказал(перевод смысла): «Тебе одному мы поклоняем­ся и Тебя одного молим о по­мощи» (аль-Фатиха, 5). А в завещании Ибн Аббасу Пророк SAWS сказал: «Если ты молишь о помощи, то моли об этом Аллаха». «Сунан ат-Тирмизи» (2516), «Муснад Ахмад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Хаким – достоверным.

12. Мольба о защите (истиаза). Это – молитва о покровительстве и защите от любых неприятностей. Всевышний Аллах SWT сказал(перевод смысла): «Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета ? от зла того, что Он сотворил» (аль-Фаляк, 1-2). Он также сказал: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, ? Царя людей, ? Бога людей, ? от зла искусителя, исчезаю­щего при поминании Аллаха» (ан-Нас, 1-4).

13. Мольба о спасении (истигаса). Это – молитва об избавлении от несчастья и спасении от погибели. Всевышний Аллах сказал(перевод смысла): «Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам» (аль-Анфаль, 9).

14. Жертвоприношение (забх). Это
– заклание живой твари путем пролития ее крови в соответствии с
oпределенными правилами ради приближения к Аллаху. Всевышний
сказал(перевод смысла):
«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров» (аль-Анам, 162). Он также сказал(перевод смысла): «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (аль-Каусар, 2).

15. Обет (назр).
Это – взятие на себя обязательств выполнить что-либо или совершить
необязательное богоугодное дело. Всевышний Аллах сказал(перевод
смысла):
«Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (аль-Инсан, 7).

Мы
упомянули лишь некоторые из форм поклонения. Все они являются правом
только одного Аллаха, и запрещается посвящать их кому-либо, кроме Него.

В зависимости от того, чем совершаются эти формы поклонения, они делятся на три категории.

К первой
относятся формы поклонения, совершаемые сердцем, такие как любовь, страх, надежда, обращение, опасение, боязнь, упование и т.п.

Вторая категория включает в себя формы поклонения, совершаемые языком, такие как восхваление, провозглашение единобожия, прославление, молитва о прощении, чтение Корана, мольба и т.п.

К третьей категории относятся формы поклонения, совершаемые телом, такие как намаз, пост, закят, хадж, милостыня, джихад и т.п.

Из книги "Основы веры в свете Корана и Сунны"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика