V. ЧИСТОТА ТЕЛА И ЧИСТОТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1. Достоинство чистоты

Вшариате под чистотой (тахара) понимается чистота тела, или одежды, илиместа, а в Коране это слово и производные от него встречаются болеетридцати раз. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся"[75]

Аллах Всевышний также сказал:

"О завернувшийся! . Встань и увещевай, . и Господа своего возвеличивай, . и одежды свои очисть...."  [76]

Аллах Всевышний также сказал:

«Аллах не хочет создавать для вас затруднений, но хочет очистить вас ...»  [77]

Еслиже говорить о хадисах, то в них это слово встречается несчётноеколичество раз. Так, например, пророк, (да благославит его Аллах иприветствует) , сказал:

«Не принимается молитва без очищения»,

и он сказал также:

«Ключом к молитве является чистота»,

и он сказал также:

«Чистота - половина веры».

Всеэти аяты и хадисы указывают на то, какое большое значение ислам придаётчистоте и какое огромное внимание он ей оказывает, ведьк чистотаявляется основой любого внешнего проявления красоты. Здоровье, красотаи свежесть тела относятся к числу таких дел, которым ислам уделяетповышенное внимание, считая, что это относится к числу важнейшихаспектов его послания, так как в исламе человек может пользоватьсяуважением только в том случае, если он будет следить за своим телом иподдерживать его в чистоте, а в его еде, питье, одежде и внешнем видене будет ничего нечистого или отталкивающего. Здоровье и чистота телаявляются не только материальными факторами, но оказывают глубокоевоздействие на очищение души и способность человека справиться струдностями жизни.

2. Чистота и молитва

Ислампочтил тело человека, объявив полную его чистоту необходимым условиемсовершения молитвы, а обычаи возникают от частого повторения действий.В исламе омовение (вуду) является обязательным условиемдействительности молитвы, и это слово образовано от слова «вада‘а»(чистота). Это действие получило такое название в силу того, что оноустраняет мрак грехов, ведь молитва является тайной беседой человека сГосподом, и чистота для этого необходима. Поскольку постоянноподдерживать чистоту трудно, это удаётся лишь тем, кто знает обогромной важности этого дела, которое является признаком веры.Сообщается, что посланник Аллаха,  (да благославит его Аллах иприветствует), сказал: «Только верующий неуклонно совершает омовение».

Ив этом нет ничего удивительного, ведь речь идёт о религии, сделавшейчистоту ключом к наилучшему из видов поклонения, которым являетсямолитва, ведь молитва мусульманина не будет принята, пока не будетчистым его тело, его одежда и место его молитвы. Вот почему посланникАллаха, (да благославит его Аллах и приветствует) , сказал:

«(Если кто-нибудь из вас)совершит омовение должным образом, а потом скажет: “Свидетельствую, чтонет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – посланникАллаха, о Аллах, сделай меня (одним) из кающихся и сделай меня (одним) из очищающихся”, перед ним откроются восемь врат рая, и войдёт он, через какие пожелает». Правду сказал посланник Аллаха,  (да благославит его Аллах и приветствует)!

3. Чистота рук

Посколькуруки чаще других частей тела соприкасаются с самыми разными вещами,ислам велит мыть их до и после еды и объявляет их мытьё частьюустановленного омовения перед молитвой. Об обязательности содержаниярук в чистоте посланник Аллаха, (да благославит его Аллах иприветствует) , сказал следующее:
«Если кто-нибудь из вас заснёт, а руки его будут пахнуть мясом и его поразит что-нибудь, пусть не винит никого, кроме себя».

И посланник Аллаха, (да благославит его Аллах и приветствует) , также сказал:
«Когда кто-нибудь из вас встанет ото сна, пусть не погружает руку в сосуд, пока не вымоет её трижды».Нам следует усвоить, что если мы будем брать пищу немытыми руками, этоприведёт к распространению болезней, а поэтому мы должны добиваться отнаших детей того, чтобы они мыли руки до и после еды, следуянаставлениям ислама.

Дело не ограничивается только поддержаниемчистоты рук, и посланник Аллаха, (да благославит его Аллах иприветствует) , побуждает людей также стричь ногти, что соответствуетестеству, поскольку иначе это может нанести человеку вред.

4. Внимание к поддержанию
чистоты головы.

Сообщается, что посланник Аллаха, (да благославит его Аллах и приветствует) , сказал:
«Пусть каждый из имеющих волосы относится к ним с должным уважением».Вот почему глава семьи должен направлять своих детей к тому, чтобы онисодержали свои головы в чистоте. Следить за своими волосами – значитподстригать их, расчёсывать и вообще уделять им внимание, а до сведениядетей надо доводить, что чистота является велением ислама.

5. Чистота глаз

Человекдолжен содержать в чистоте глаза, являющиеся наиболее тонким из егоорганов, держа подальше от них руки, которые могут оказаться грязными инанести глазам вред. Если в глаз что-нибудь попадёт, это следуетнемедленно удалить. Посланник Аллаха, (да благославит его Аллах иприветствует) , внимательно следил за своими глазами и побуждал людейдержать их в чистоте. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах,сказала: «У посланника Аллаха, (да благославит его Аллах иприветствует) , был специальный порошок, который он наносил по три разана каждый глаз перед сном». Здесь речь о специальном камне, которыйизмельчался до состояния мельчайшей пыли и наносился на глаза дляукрепления и прояснения зрения.

6. Чистота носа

Кчислу достоинств ислама относится его внимание к чистоте носа. Очищениеноса является одним из необходимых элементов омовения. Человек,приготовившийся к омовению, должен зачерпнуть воды, чтобы вобрать её внос, а потом извергнуть её оттуда, так как это является лучшимсредством очищения. Промывать нос таким образом следует два или трираза.

7. Чистота рта

Ислампредписывает мусульманину прополаскивать рот во время омовения, послечего – воспользоваться зубочисткой, тем самым указав нам на основныеспособы сохранения зубов. Посланник Аллаха,  , часто призывал мусульманпользоваться зубочисткой для очищения зубов, а также к использованию еёперед омовением. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен имАллах, что посланник Аллаха, (да благославит его Аллах иприветствует) , сказал:
«Если бы это не доставило трудности моей общине и людям, я бы велел им пользоваться зубочисткой перед каждой молитвой». И посланник Аллаха, (да благославит его Аллах и приветствует) , также сказал:
«Зубочистка служит для очищения рта и является угодной Господу».

8. Чистота одежды

Аллах Всевышний, слава Ему, сказал:
"...и одежды свои очисть..."[78] 

Аллах Всевышний также сказал:
"Украшайтесь у каждого места совершения молитвы [79]..."  [80]

Сообщается, что посланник Аллаха, (да благославит его Аллах и приветствует) , сказал:
«Одевайте из одежд ваших белые, ибо, поистине, они относятся к числу лучших ваших одежд».

Передаютсо слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что однажды посланникАллаха,  (да благославит его Аллах и приветствует), увидевший человекав грязной одежде, воскликнул:
«Неужели он не мог найти воды, чтобы постирать свою одежду?!»

Иислам многократно побуждает людей поддерживать чистоту и украшать себяво время встреч с другими верующими, например по пятницам или во времяпраздников. Так, посланник Аллаха, (да благославит его Аллах иприветствует) , сказал:
«Каждому из вас, по возможности, следует одевать по пятницам по две одежды не из числа тех, в которых он работает»  [81]

9. Чистота воды и пищи

Передаютсо слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что пророк, (даблагославит его Аллах и приветствует) , запретил дышать в сосуд, сделавэто из опасений перед возможностью загрязнения воды и тем, что в неёможет что-нибудь попасть, ведь когда на сосуд с водой или на еду дуют,это приводит к распространению болезней.

10. Запрещение мочиться в стоячую воду

Исламобязывает человека избегать всего, что может принести вред его брату, втом числе, не удовлетворять нужду в воду водоёма, к которому он можетприйти. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, чтопосланник Аллаха, (да благославит его Аллах и приветствует) , запретилмочиться в стоячую воду. В другом хадисе, передаваемом со слов АбуХурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (даблагославит его Аллах и приветствует) , сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не мочится в стоячую воду и не купается в ней после этого».

Сообщается также, что посланник Аллаха,  (да благославит его Аллах и приветствует), сказал:
«Не мочись в стоячую воду, которая не течёт, и не купайся в ней после этого».

Ноислам не ограничивается вышеупомянутыми правильными наставлениями, нозапрещает также мочиться и в банях. Передают со слов Аб-дуллаха бинМугаффаля, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (даблагославит его Аллах и приветствует) , сказал: «Пусть никто из вас не мочится в том месте, где он купается, и не использует потом эту воду».

Вотпочему мы должны направлять наших детей и всех членов нашего общества ктому, чтобы они не загрязняли воду и оберегали наше здоровье. И мыдолжны понимать, что если мы будем мочиться в воду, то сделаем еёнепригодной к употреблению и грязной, что может привести краспространению заразных болезней.

11. Запрещение мочиться на камень
и твёрдую землю.

Исламобъявил, что обязанность человека по отношению к его телу состоит втом, чтобы не загрязнять его и не причинять ему вреда. Передают со словАбдуллаха бин Сарджиса, да будет доволен им Аллах, что посланникАллаха, (да благославит его Аллах и приветствует) , запретил мочитьсяна камень, чтобы брызги мочи не попадали на тело человека, и по той жепричине посланник Аллаха, (да благославит его Аллах и приветствует) ,запретил мочиться на плотную землю.

12. Трое заслуживающих проклятия

Передаютсо слов Му‘аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что посланникАллаха, (да благославит его Аллах и приветствует) , сказал:
«Бойтесь испражняться в трёх местах, за что можете вы заслужить проклятия: на путях, ведущих к воде, посреди дороги и в тени (, где останавливаются на отдых люди)» [82].

Примерното же самое сообщает и Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,передавший, что посланник Аллаха, (да благославит его Аллах иприветствует) , сказал:
«Остерегайтесь оказаться в числе двух проклинаемых!»(Люди) спросили: «А что такое “два проклинаемых”, о посланник Аллаха?»Пророк, (да благославит его Аллах и приветствует) , сказал: «Это тот, кто испражняется на дорогах (, которыми пользуются) люди, или в тени (, где они отдыхают)»   [83]

Всёвышеупомянутое указывает нам на то, что не следует испражняться илимочиться ни посреди дороги, ни по краям её, ни в тени, где людиостанавливаются на отдых в полдень и где они могут задержаться нанесколько дней, ни в любом ином месте, где ходят люди, в том числе и напутях, ведущих к воде, так как это причиняет мусульманам вред. Нетнеобходимости доказывать, что человека, совершающего стольотвратительные поступки, обязательно станут проклинать другие люди, аслова пророка «два проклинаемых» подразумевают собой два дела, закоторые люди проклинают совершающих эти дела, ведь того, кто ихсовершает, проклинают и ругают.

13. Чистота дороги

Такимобразом, ислам оберегает мусульман, чем бы они ни занимались,обеспечивая здоровье их тела и духа, и ислам возложил на мусульманинаобязанность непричинения вреда другим на дорогах.

В своём«Сахихе» имам Муслим приводит хадис, передаваемый со слов Абу Са‘идааль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что однажды пророк,(да благославит его Аллах и приветствует) , сказал людям:
«Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!"Люди сказали: «Но мы обязательно должны собираться, ведь там мыбеседуем друг с другом!» Тогда посланник Аллаха,  (да благославит егоАллах и приветствует), сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться (там, то по крайней мере) воздавайте дороге должное». (Люди) спросили: «А что значит воздавать должное дороге, о посланных Аллаха?» Он ответил: «Это значит потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого» [84].

Еслипоразмыслить об этом благородном указании пророка, (да благославит егоАллах и приветствует) , нам станет ясно, что посланник Аллаха, (даблагославит его Аллах и приветствует) , направляет нас к одному изобщих установлении, в котором всегда и везде нуждаются люди. Речь идёто сидении на пути, по которому ходят люди, и о том, чего следуетпридерживаться сидящим на пути, являющемся общественной собственностью,которой пользуются все.

В этом хадисе посланник Аллаха, (даблагославит его Аллах и приветствует) , побуждает нас отказаться отпричинения обид прохожим руками, языком, глазами и любыми инымисредствами, так как мусульманином «является тот, кто не причиняет вреда (другим) мусульманам своим языком и своими руками».
«Как-то раз один человек, шедший по дороге, увидел на ней ветку с колючками и убрал её, а Аллах отблагодарил его, простив ему (его грехи)».
И если человек сидит на дороге, пусть он сидит не для того, чтобылгать, сплетничать, злословить за спиной у других, высмеивать прохожихили рассказывать про них разные истории. И если в этом отношениипрекращение нанесения обид является велением, отрицающим нечто, то естьи веление утверждающее, суть которого заключается в устранении зла,существующего на дороге. Это разъясняется в хадисе, который аль-Бухарипередаётслов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, чтопророк, (да благославит его Аллах и приветствует) , сказал:

Далее,тому, кто приводит в порядок дорогу, убирая с неё то, что создаётпомехи, это записывается как садака, и за это его ждёт награда отАллаха и благодарность людей за его доброе дело, и прав был нашблагородный посланник, (да благославит его Аллах и приветствует) ,сказавший:
«Каждый день сын Адама должен давать садаку столькораз, сколько суставов имеется в его теле, и садакой являетсяприветствие тех, кого он встречает, и побуждение к одобряемому (шариатом)есть садака, и удержание от порицаемого есть садака, и устранение помехс дороги есть садака, и совершение полового сношения с женой естьсадака».

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволеним Аллах, что посланник Аллаха, (да благославит его Аллах иприветствует) , сказал:
«Вера включает в себя более семидесяти (или: .шестидесяти) ответвлений, низшим из которых вляется устранение помех с пути (, по которому ходят люди), а высшим – произнесение слов “нет бога, кроме Аллаха”.»  [85]

Передаютсо слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (да благославит его Аллах и приветствует), сказал:
 «Былипредставлены мне хорошие и дурные дела (членов) моей общины, и увидел яв числе хороших дел их устранение помех с пути(, по которому ходятлюди), а среди дурных  - плевок, который остаётся в мечетинепогребённым» [86], [87]

Аль-Мустанирбин Ахдар бин Му‘авийа передал, что его отец сказал: «Однажды я шёл покакой-то дороге вместе с Ма‘килем бин Йасаром, и когда нам встретилоськакое-то препятствие, он убрал его в сторону, а потом я увидел (надороге) нечто подобное, взял это и (тоже) убрал в сторону, и тогда онвзял меня за руку и спросил: “О сын моего брата, что побудило тебясделать то, что ты сделал?” Я сказал: “О дядя, я увидел, как ты сделалчто-то, и сделал то же самое”. Тогда он сказал: “Я слышал, какпосланник Аллаха, (да благославит его Аллах и приветствует) , сказал:“Тому, кто уберёт помеху с пути мусульман, запишется доброе дело, а тот, у кого доброе дело будет принято, войдёт в рай”». [88]

Сообщается,что Абу Шайба аль-Харави сказал: «Как-то раз Му'аз, да будет доволен имАллах, шедший (куда-то) с одним человеком, (неожиданно) вернулся назади убрал с дороги камень. (Этот человек) спросил: “Что это?” (Му‘аз, дабудет доволен им Аллах,) сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, (даблагославит его Аллах и приветствует) , сказал:
“Тому, кто уберёт с дороги камень, за это запишется доброе дело, а тот, у кого будет доброе дело, войдёт в рай”» [89]

Сообщается,что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Одно деревомешало людям, и какой-то человек убрал его с пути, по которому ониходили, после чего пророк,  (да благославит его Аллах и приветствует),сказал:  “Я видел его наслаждающимся в тени этого (дерева в раю)”». [90]

Иесть много других хадисов, в которых содержатся наставленияблагородного пророка, (да благославит его Аллах и приветствует) ,относительно того, что следует делать на дорогах, о том, какое этоимеет значение, и о том, чего нам следовало бы придерживаться в нашейобщественной жизни, благодаря чему мы избегаем многих трудностей впути. И как было бы хорошо, если бы мы знакомили наших детей с этимивеликими наставлениями, чтобы они росли, испытывая уважение к дороге иотдавая ей должное, благодаря чему мы докажем, что являемсяцивилизованной исламской общиной. И пусть знают все другие, что исламустанавливает определенные правила поведения на дороге, тем самымзащищая общественные места от всего дурного и проявлений анархии.


[75] “Корова”, 222.

[76] “Завернувшийся”, 1-4.

[77] “Трапеза”, 6.

[78] “Завернувшийся”, 4.

[79]То есть где бы вы ни совершали молитву, являйтесь на нее в чистых и, повозможности, красивых одеждах, должным образом прикрывающих тело.

[80] “Преграды”, 31.

[81] Абу Дауд.

[82] Абу Дауд; Ибн Маджа.

[83] Муслим; Абу Дауд.

[84] Муслим.

[85] Аль-Бухари; Муслим; Абу Дауд; ат- Тирми-зи; ан-Наса'и.

[86] Иначе говоря, неубранным.

[87] Муслим; Ибн Маджа.

[88] Этот хадис аль-Бухари приводит в “Аль-адаб аль-муфрад”.

[89] Ат-Табарани.

[90] Ахмад; Абу Йа‘ля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика