ТАБИИНЫ ОПИСЫВАЮТ ПОКОЛЕНИЕ ОСНОВАНИЯ

 

Никто не сможет описать кого-либо, или какую-либо группу, если только не будет тесно связанным с тем лицом, или с той группой. А табиины, они являются наиболее близкими и наиболее тесно связанными людьми со сподвижниками, да будет доволен ими Аллах, поэтому они были наиболее подвергшимися воздействию ими, и, являются наиболее верно описывающими их состояние и нравы. Вот один из табиинов Маймун бн Махран, описывает тех, из кого он видел из сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и, сравнивает их с поколением, среди которого он жил, говорит: «Я дожил до тех, кто говорил правду, или же молчал. Дожил до таких, кто не разговаривал после утреннего намаза, пока не поднималось солнце, кроме того, что поднималось (из слова на небо, то есть принималось)…. Если бы некоторые из тех, до кого я дожил, были воскрешены, чтобы увидеть воочию вас то, не узнали бы ничего в вас кроме вашей киблы».

Это были некоторые качества, которые передал Маймун бн Махран, да будет доволен им Аллах, о поколении основания. Даже он пошел дальше, воистину, он опасался за то поколение, среди которого он жил, что оно отдалилось от качеств сподвижников, если это указывает на что-нибудь, то это указывает на глубокую боль в душах учеников сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и, на огромную гордость своими шейхами из сподвижников, заставившее их считать невозможным оставаться им подобные, или даже близко к ним.

Эта тоска, привязанность и прославление поколения сподвижников, да будет доволен ими Аллах, сделали одного из важных табиинов, имама Хасана аль-Басри терпящим боль из-за любого изменения, которое он видел у поколения, среди которого он жил, даже если и был маленьким ребенком. Вот он говорит, обращаясь к тем, с кем он жил вместе из своего поколения: «Мы смеемся, и не знаем, быть может, Аллах посмотрел на некоторые наши дела и сказал: ничего у вас не приму, горе тебе о сын Адама, разве у тебя есть сила, чтобы противостоять Аллаху. Воистину, я видел людей, мирская жизнь для одного из них была ничтожнее, чем земля под его ногами. И видел людей, один из них, наступал вечер, и находил у него только кусок хлеба, и он говорил: не буду помещать все это в свой желудок, некоторой его частью давал милостыню, может быть, что он был более голодным, нуждался в нем, чем тот, кому он давал милостыню им».

Поистине заставило имама аль-Басри рассказывать о качествах сподвижников, которые он видел, воистину, это его стремление перенести то поколение, среди которого он жил к тем качествам и нравам после того, как стал чувствовать себя одиноким из-за ухода его любимых шейхов из сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

Наиболее яркое из того, что заметил Маймун бн Махран, да будет доволен им Аллах, в поколении сподвижников, их стремление к бережливости во времени, от прохода его напрасно, и, их сильный страх перед Всевышним Аллахом. В то, время как Хасан аль-Басри, да будет доволен им Аллах, считает, что наиболее яркими их качествами были, это презрение ими мирской жизни и, отсутствие привязанности у них к ней, напротив была привязанность к Последней жизни, и, сильное братство между ними. Воистину, право же! Эти четыре качества являются наиболее яркими качествами в поколении сподвижников, да будет доволен ими Аллах, наличие которых трудно в других поколениях.

Воистину, требовали отчета от самих себя за мгновение проходившее, пропадая без извлечения пользы. Даже ты не найдешь в их жизни простора (достаточного времени) – как у нас – для разговора, кроме как о том, что поднимается (из слова на небо), потому, что их действия были преобладающими чем их слова, и, их молчание было преобладающим чем их разговоры в том, что не приносит пользы.

Сильно боялись Аллаха и сильно контролировали себя, это сделало слезы не разлучающимися их, даже воистину, сильны страх перед Всевышним Аллахом стал главной причиной в образовании тех исключительных нравственных качеств, которые не наблюдались в истории подобно как в этой общине.

Они постигали о действительности мирской жизни, в которой жили, не была запутанной для них подобно как стала запутанной для последующих поколении. Они точно знали, без сомнения, что она является мостом, ведущим к Последней жизни, что она является преходящим миром, не вечным миром, что жизнь в ней ограничена. Состязались со временем ради труда, не обращали внимания на его украшение и соблазны, и, действительно понимали, что без любви и братства они не войдут в Рай, так как сказал их Посланник, мир ему и благословение Аллаха: «Клянусь Тем, в чьей Руке находится моя душа, вы не войдете в рай пока не уверуете, и, не вы уверуете, пока не полюбите друг друга, указать ли вам на кое-что, если вы будете делать это то, полюбите друг друга, распространяйте приветствие (салям) между собой», (Муслим).

Поистине соперничали между собой в любви, и, из-за их убежденности также, что это общество, которое основал их Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не сможет быть сильным, так, чтобы отразить ложь при помощи своей армии, если его кирпичи не будут сплоченными, сильными. Поэтому, стремились к укреплению тех кирпичей, и, не жалели любые средства, которые вели к сплоченности той братской стены, чтобы было крепкой преградой перед атаками врагов Всевышнего Аллаха, даже один из них предпочитал оставаться голодным, это вершина братства ?Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются?, (59:9). Поистине это не единственные качества в поколении сподвижников, а являются наиболее яркими в них. Те, которые заметили их ученики такие, как Маймун бн Махран и Хасан аль-Басри, да будет доволен ими Аллах.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДЕЛ:

Вот при разговоре Абдулла аль-Мубарак кладет перед нами одну из ярких причин слабости в отношении воспитания нафса, эта причина особенно касается дагватчиков, чем других, простых людей. Так как дагватчики прежде других должны заниматься воспитанием своих нафсов, потому, что это они посвятили себя спасению утопающих в море отклонении. Этой причиной является преобладание стороны слова вместо стороны дела, и, лишняя забота, и расход многого времени ради слов. Сказал Абдулла аль-Мубарак: «Мы грамматический разбираем речь и правильно говорим, и, отступаемся от грамматических правил в делах и не разбираем грамматический». Он посредством этого указывает к заботе о том, чтобы не впадать в ошибку; когда разговариваем то, соблюдаем правила, которые были составлены для того, чтобы беречь правильное произношение в языке, в то время как не соблюдаем те правила, которые оберегали бы нас от впадения в грех, мы совершили ошибку в делах из-за не следования нами оберегающим правилам.

Близко к выражению Ибн аль-Мубарака слова Имама Абдуль-Кадира аль-Джаиляни, когда он критиковал тех проявляющих преувеличение в изучении фикха, не обращая внимания к воспитанию своих нафсов, которое является фундаментом для изучения религии, которое называется «фикх сердца». Говорит: «вода основа понимания в религии, понимание (фикх) сердца, не фикх (понимание) языка, фикх сердца приближает тебя к Истине, Всевышнему Аллаху, а фикх языка приближает тебя к людям и к их царям…». (аль-фатхур-раббани, стр. 177: Не понимается из этого, что не нужно заботится о самом фикхе, а имеется в виду, нужно заботится воспитанием нафса и очищением сердца бок обок с изучением фикха).

Хотя и совершенство в них обоих является требуемым, однако фундаментом является в этом это фикх сердца, согласно слову Всевышнего: ?Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас?, (2:282). [Комментария аята – Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас: Сказал Ибн Касир: Бойтесь Его, следуйте Его приказу, избегайте Его запрета и, ?Аллах обучает вас?. Говорит шейх Абдурахман бн Насир ас-Сагди в своем тафсире относительно аята: ?Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас?: Воистину, богобоязненность (таква) является средством для приобретения знания. Наиболее ясным в этом отношении является слово Всевышнего: ?О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь?, (8:29). То есть одарит вас знанием, будете способны при помощи него различать между реалиями, и, истиной и ложью].

 

ШКОЛЫ ВОСПИТАНИЯ:

Поистине забота о стороне слова, как отметил Имам Ибн аль-Мубарак, и, стремление к фикху языка помимо стремления к фикху сердца среди сегодняшних дагватчиков, это оно вызвало худобу в школах воспитания нафса, даже чуть не исчезли полностью. В то время как предоставлена сфера для шарлатанов, для отклонившихся суфиев, для невежд из этой уммы, они те, которые руководят подобными школами, которые не имеют правильной базы (основания) из Корана и сунны, ни, пути подражаемого поколениям из сподвижников и табиинов, сами пропали и других погубили. В то время как школы воспитания нафса в эпоху табиинов и будущих после них поколении были соединены бок о бок вместе со школами фикха, языка, Корана, хадиса. Даже воистину, имамы этих знании, были высоко набожными, воздержанными людьми того времени, потому, что они окончили школы «воспитания нафсов».

Поистине одной из главных основ (баз) на котором базировались те школы и те поколения, это знание, что Аллах не нуждается в Своих рабах. Этому они научились из многих аятов, в числе которых слово Всевышнего: ?О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный?, (35:15). И ?Тот, кто сражается, сражается во благо себе. Воистину, Аллах не нуждается в мирах?, (29:6). И ?Кто благодарен, тот благодарен во благо себе. А если кто непризнателен, то ведь мой Господь – Богатый, Великодушный?, (27:40). И слово Его: ?Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе?, (27:92). И слово Его ?Кто очищается, тот очищается во благо себе?, (35:18).

Все подобные этим аяты означают, что Аллах Богатый, не нуждается в своих рабах и в их поклонении, в действительности то, что они выполняют, выполняют это для спасения самих себя от огня преисподней, и, для того, чтобы их нафсы исправились, чтобы они смогли счастливо жить в мирской жизни, и, чтобы осуществляли свою человечность на земле.

Эта воспитательная база, было одной из главных побуждении в воспитательном строительстве у поколения табиинов и последующих поколении для самостремления к воспитанию самих себя, воспитанием веры.

 

ПРОГРАММА ТАБИИНОВ В ВОСПИТАНИИ НАФСА

СОЧИНЕНИЕ: АБДУЛЬ-ХАМИД АЛ-БИЛАЛИ

ПРОВЕРИЛ ЕЕ И ПРЕДЛОЖИЛ ЕЕ: Д. АДЖИЛЬ АН-НАШИМИ

ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ШАРИАТА В КУВЕТСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика