Пчелы различают цвета, которые мы не видим

 

Доктор Йусуф рассказал еще об одной удивительной особенности пчел: «Они различают цвета, которые человек не видит и даже не представляет себе. Они различают ультрафиолетовые цвета, которые мы воспринимаем как черный, и видят ультрафиолетовые лучи».

Потом исследователь разъяснил, зачем пчелам необходимо различать такие цвета: «Причина этого в том, что это — единственные лучи, которые проходят сквозь облака. Пчелы населяют местности, которые большую часть года покрыты облаками, и им просто необходимо видеть солнце для того, чтобы узнавать месторасположение лугов, богатых пищей. В этом и заключается смысл того, что пчелы видят ультрафиолетовые цвета. Благодаря этому они видят солнце сквозь облака и не умирают от голода, когда солнце скрывается за тучами. Этот изумительный факт указывает на существование Творца, Который управляет, предопределяет и знает то, что делает. Пчелы не могли приобрести способность видеть эти цвета со временем — она была присуща им с того момента, как Аллах сотворил их. Если бы пчелы не обладали ею с самого начала, то в тех местностях они бы давным-давно вымерли».

4. Способности и удивительные особенности муравьев

Ибн аль-Каййим рассказал нам о другом виде творений Аллаха и разъяснил, каким делам Аллах обучил их. Он сказал:

Муравьи — одни из самых обученных насекомых, и божественное руководство ими — одно из самых удивительных явлений. Маленькие муравьи выходят из своего гнезда в поисках пищи и иногда проходят большое расстояние. Найдя пищу, они тащат ее на себе или волочат за собой по ухабистым дорогам, поднимаясь вверх и спускаясь вниз. Наконец, они приносят ее в гнездо, в котором хранят пищу, пока имеют такую возможность.

Собрав пищу, они выискивают то, что может прорасти, и раскалывают эти частички на две части, чтобы они не прорастали. Если расколотые частички все равно прорастают, они раскалывают их на четыре части. Если в их пищу попадает влага, и она может сгнить и испортиться, муравьи дожидаются солнечного дня и выносят ее наружу. Они разбрасывают ее перед входом в гнездо, а потом заносят обратно. И ни один муравей не питается тем, что собрал другой.

Чтобы убедиться в божественном руководстве муравьев, достаточно прочесть сказанное Пречистым Аллахом в Коране о муравьихе, слова которой услышал пророк Сулейман, мир ему. Она сказала своим товарищам:

«О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не почувствовав [этого]» (Ан-Намль, 18). Она начала свою речь звательной частицей (нида), которое услышали те, к кому она обращалась, и указательным местоимением (исм мубхам). Потом она обратилась ко всем муравьям, использовав их родовое название. Она велела им войти в жилища и уберечься от воинов. Потом она разъяснила причину этого — она опасалась, что Сулейман и его воины затопчут и погубят их. Потом в оправдание пророка Аллаха и его солдат муравьиха добавила, что они даже не почувствуют этого. И это удивительное руководство!

Задумайся над тем, как Пречистый Аллах подчеркнул важность муравьев:

«И собраны были к Сулейману его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки» (Ан-Намль, 17). Потом Он сказал:

«Когда они прибыли в долину муравьев…» (Ан-Намль, 18). Аллах сообщил, что вся эта армия целиком оказалась в долине, которая была известна своими муравьями, подобно другим долинам, известным дикими зверями и т.п. Потом Аллах подчеркнул сообразительность и догадливость этой муравьихи: она велела муравьям вернуться в жилища, которые предназначены для них. Она и все остальные муравьи знали, что у каждой группы есть свое гнездо, в которое не попадет никто, кроме них. Потом она сказала: «…чтобы Сулейман и его воины не погубили вас…» (Ан-Намль, 18). Она упомянула его имя и положение. Она узнала его воинов и их командующего. Потом она сказала: «…даже не почувствовав [этого]» (Ан-Намль, 18). Она словно попыталась оправдать вред, который армия могла неосознанно причинить, и упрекнула муравьев в том, что они не приняли мер безопасности и не вернулись в жилища. Эти слова рассмешили Сулеймана, и он улыбнулся. И, поистине, эта картина вызывает удивление и улыбку.

Аз-Зухри передал со слов ‘Абдуллаха бин ‘Абдуллаха бин ‘Уйейны, что Ибн ‘Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил убивать муравьев, пчел, удода и сорокопута»[1]. В «Сахихе» приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Один из пророков опустился под деревом, и его укусил муравей. Он велел вынести оттуда его снаряжение и сжечь поселение муравьев, а потом Аллах внушил ему: “Тебя укусил один муравей, а ты сжег целую общину, прославлявшую [Аллаха]! Разве недостаточно было одного муравья?”»[2]

‘Ауф бин Абу Джамила рассказал со слов Куссамы бин Зухейра, что Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Поистине, у всех есть руководители, и даже у муравьев есть руководители».

Удивительно, муравьи знают о том, что их Господь над небесами и Троном. Имам Ахмад в книге «Зухд» передал со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Один из пророков вышел с людьми, чтобы помолиться о ниспослании дождя, и тут они встретили муравья, который молился, лежа на спине и подняв ножки к небу. Тогда пророк сказал: “Возвращайтесь, вам будет достаточно [молитвы] других или вам будет ниспослан дождь ради [молитвы] других”». Эта история дошла до нас в разных версиях. Ее также передали ат-Тахави в «Тахзибе» и другие.

В «Муснаде» имама Ахмада приводится следующий хадис: «Однажды Сулейман бин Давуд вышел, чтобы помолиться о ниспослании дождя, и увидел муравья, который лежал на спине, подняв ножки к небу, и говорил: “О Аллах, мы — одни из Твоих творений, и мы не можем обойтись без Твоего дождя и Твоего пропитания. Либо Ты напоишь и накормишь нас, либо Ты погубишь нас”. Тогда он сказал: “Возвращайтесь, вам будет ниспослан дождь ради молитвы других”».

Один знакомый рассказал мне историю о том, как муравей, выползший из гнезда, нашел часть трупа саранчи. Он попытался унести его, но, не сумев сделать этого, ушел и вернулся с помощниками. Я поднял труп саранчи с земли, а муравей покружился на месте и ничего не нашел. Когда остальные муравьи оставили его и ушли, я вернул труп саранчи на место, и муравей снова попытался унести его. Не осилив этого, он ушел и вернулся с другими муравьями, и я снова поднял труп саранчи. Он покружился на месте, ничего не нашел, и остальные муравьи снова ушли. Это повторилось несколько раз, а потом муравьи окружили того муравья и разорвали его на части. Когда я рассказал эту историю нашему учителю, он сказал: «Пречистый Аллах заложил в природу муравьев то, что ложь отвратительна, а лжецы заслуживают наказания».

Муравьи — одни из самых бережливых животных, и их бережливость вошла в поговорку. Рассказывают, что пророк Сулейман , мир ему,, увидев бережливость муравьев и то, как усердно они запасаются пищей, подозвал муравья и спросил его: «Сколько пищи съедает муравей за год?» Тот ответил: «Три пшеничного зернышка». Он приказал поместить его в сосуд, положить рядом с ним три пшеничных зернышка и оставить его в закрытом сосуде на год. По прошествии года он велел открыть сосуд, и в нем осталось полтора зернышка. Он сказал: «Ну что? Ты же сказал, что поедаешь три зернышка в год». Муравей ответил: «Да, но когда я увидел, что ты занят делами твоего народа, я подсчитал, что мне осталось жить больше, чем назначенный тобой срок. Тогда я решил довольствоваться половиной своей пищи и приберег другую половину, чтобы выжить». Сулейман удивился бережливости муравья, и, поистине, это один из самых удивительных даров.

Бережливость муравьев проявляется и в том, что они трудятся целое лето, собирая пищу на зиму, потому что им известно, что зимой будет трудно раздобыть пропитание. Несмотря на свою слабость, муравьи очень сильны. Они способны поднять и дотащить до гнезда то, что во много раз тяжелее их собственного веса.

В отличие от пчел, у муравьев нет вождя и повелителя. Но у них есть разведчики, которые разыскивают пищу. Найдя ее, они сообщают остальным муравьям, и те выходят группами. Каждый муравей работает в общих интересах, не присваивая себе даже одного зернышка.

Еще одну удивительную способность муравьев мы проверили на опыте. Если люди, пытаясь предотвратить попадание муравьев в мед или во что-нибудь другое, роют яму и заливают ее водой или наполняют водой большой тазик, а потом помещают посреди него данный продукт, то муравей кружится вокруг него. Не сумев добраться до него, он поднимается по стене, ползет по потолку до того места, где находится продукт, и оттуда падает в него.

Один ремесленник раскалил обруч в огне и положил его на землю, чтобы тот остыл. Случилось так, что посреди обруча оказалось несколько муравьев. Они бросились во все стороны, чтобы найти выход, но жар отбрасывал их назад. Тогда они собрались в центре обруча, самом отдаленном месте от его окружности[3].



[1] Маджд ад-Дин Ибн Теймийя сообщил, что Ахмад, Абу Давуд и Ибн Маджа передал хадис в следующей форме: «Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, запретил убивать четырех [животных]: муравья, пчелу, удода и сорокопута». См.: Мунтака аль-ахбар. С. 759.

[2] Аль-Бухари (3019), (3318); Муслим (2241). Текст хадиса основан на совокупности версий Муслима.

[3] Ибн аль-Каййим М. Шифа аль-‘алил. С. 104.

 

Книга: Вера в Аллаха  Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика