Богобоязненность — суть и знания

 

БисмиЛЛЯhи Ррахмани Ррахим!!!
Богобоязненность – суть знания
Всевышний Аллах сказал:
"Поистине, боятся Аллаха из (числа) рабов Его только знающие".(«Творец», 28). Ибн Мас‘уд сказал: «Знание – это не большое количествопереданных высказываний, а только лишь богобоязненность».

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Ученый тот, кто боится Всемилостивого,когда даже его не видят (другие), стремится к тому, что любит Аллах, иотказывается от того, что вызывает Его гнев. Затем он прочитал(следующий аят):

"Поистине, боятся Аллаха из (числа) рабов Его только знающие".

Са‘ид ибн Джубайр сказал: «Богобоязненность – это то, что отделяет тебяот неповиновения Аллаху». Йахья ибн Абу Касир сказал: «Ученый – тот,кто боится Аллаха, а боязнь Аллаха есть благочестие».

Говорят: «Ученые бывают трех типов: знающий Аллаха и Его заповеди,знающий Аллаха, но не знающий Его заповедей, и знающий заповеди Аллаха,но не знающий самого Аллаха.

Знающий Аллаха и Егозаповеди – тот, кто боится Всевышнего Аллаха и знает (установленные Им)пределы и обязанности. Знающий Аллаха, но не знающий Его заповедей –тот, кто боится Аллаха, но не знает (установленные Им) пределы иобязанности. Знающий заповеди Аллаха, но не знающий самого Аллаха –тот, кто знает (установленные Им) пределы и обязанности, но не боитсяЕго».

Указывая на то, что полезное знание ведет кбогобоязненности, Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали, да смилостивится над нимАллах, сказал: «Причиной этого является то, что полезное знаниеуказывает на две вещи:

первое – знание Аллаха, а такжеЕго прекраснейших имен, высоких атрибутов и превосходных дел, чтовызывает благоговение, боязнь, почтительный страх перед Ним, любовь кНему, надежду и упование на Него, проявление смирения по отношению ктому, что Он предопределил, и терпение в ниспосылаемых Им бедах;

второе – знание о том, какие убеждения и какие явные и тайные дела ислова Аллаху угодны, а какие Ему ненавистны, ибо знание об этомобязательно побудит знающего поскорее устремиться к тому, что угодноАллаху и что Он любит, и удалиться от того, что Ему ненавистно и чтовызывает Его гнев.

И если знание приносит своемуобладателю плоды, то это – полезное знание. А коль скоро знание будетполезным и глубоко запечатлится в сердце, то оно возбоится Аллаха ипредастся Ему из почтительного страха перед Ним, благоговения, боязни,любви и почитания. Когда же сердце возбоится Аллаха, предастся ипокорится Ему, то и душа удовлетворится и насытится даже малой толикойдозволенных ей мирских благ, что непременно станет причиной ееудовлетворенности и отрешенности в этом мире».

Всевышний Аллах сказал:

"Скажи: «Уверуете ли вы в (Коран) или не уверуете, (все равно) те, комузнание было даровано до этого, падают ниц, (касаясь земли)подбородками, когда им читают его, и они говорят: «Слава нашемуГосподу!» И они падают ниц, (касаясь земли) подбородками и плача, чтоувеличивает их смирение". («Ночное путешествие», 107 – 109). Абдаль-А‘ля ат-Тайми сказал: «Тот, кому даровано знание, которое незаставляет его плакать, не достоин знания, которое приносило бы емупользу. Ведь Великий и Всемогущий Аллах описал знающих людей: «Те, комубыло даровано знание (в писаниях, ниспосланных) до него (Корана)…»,сказав про них: «…рыдают они, и увеличивает в них (Коран) смирение(пред Аллахом)».

Не тот обладает знанием, кто выучилмножество вопросов, (касающихся знания), а тот, кто проливает слезы изстраха пред Аллахом.

Всевышний сказал:

"Неужели тот, кто всю ночь посвящает поклонению, склоняясь до земли истоя, страшится мира вечного и надеется на милость своего Господа(подобен тому, кто не делает этого)? Скажи: «Разве равны друг другу те,которые знают, и те, которые не знают? Поистине, внемлют наставлениямтолько обладающие разумом»". («Толпы», 9).

Ибн Раджаб,да смилостивится над ним Аллах, говоря о смирении, сказал: «Этосмирение есть полезное знание, и это первое, что дает нам знание…Полезное знание – это то знание, которое проникает в сердце и приноситему умиротворенность, страх и покорность перед Аллахом, кротость исмирение. Если же знание не управляет сердцем, то оно остается лишь наязыке человека и становится доводом Аллаха против него и против другихлюдей. Так Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Есть люди,которые читают Коран, но он не опускается ниже их горла. Однако если онпроникнет в сердце и укрепится в нем, то принесет пользу человеку,читающему его».

Аль-Хасан сказал: «Знание бывает двухвидов: знание на языке и знание в сердце. Знание в сердце есть полезноезнание, а знание на языке станет доводом Аллаха против человека».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика