Акыда имама Ахмада Ибн Ханбаля

 

Акыда имама Ахмада Ибн Ханбаля

Работа, собравшая по Милости Аллаха в себе инша Аллах все достоверные передачи от имама Ахмада в вопросах Имен и Качеств Аллаха.

Предисловие

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и милость Его Посланнику Мухаммаду, его семье, и его праведным сподвижникам, а затем:

Мы продолжаем по милости Аллаха нашу серию «Акыда четырех имамов в вопросе имен и качеств Всевышнего Аллаха», и теперь мы представим нашим читателям акыду имама ахли Сунна, Ахмада ибн Ханбаля.

Скажем немножко о нашей методологии в этом исследовании. Безусловно, от имама Ахмада передается в этом вопросе очень много, однако важно в таких вопросах соблюдать манхадж науки хадиса, и мы обязали себя в этом вопросе придерживаться правил науки хадиса, и приводить только то, что достоверно от имама Ахмада.

Ведь верно сказал Абдуллах Ибн аль-Мубарак: «Иснад — из религии. Если бы не иснад, кто угодно говорил бы что хотел!» см. «Сахих» Муслим, вступление

Мы отбросили все передачи, которые приводятся от Ахмада без иснада, либо с недостоверным иснадом, даже если среди этих сообщений были те, которыми можно было бы сломать спины приверженцев нововведений, и оставили только то, что достоверно от имама.

Оставленные нами сообщения от имама приводятся в книгах «Аль-Масаиль» (Вопросы) его ближайших учеников. Эти книги составляют основу ханбалитского мазхаба, и содержат в себе список вопросов которые они задавали имаму, и его ответы, либо с книг учеников его ближайших учеников, таких как Абу Бакр аль-Халляль, которые не слышали лично от имама Ахмада, но учились у его учеников, поэтому данные иснады — очень короткие, и предельно достоверные.

Также хотелось бы обратить внимание на недавно вышедшую работу «Моя акида — акида благородного имама Ахмада Ибн Ханбаля». Автор данной работы не придерживался данного манхаджа в своей работе, приведя сообщения без иснада из книг «Табакат аль-Ханабиля», и  «Ибталь ат-тавилят», и это позволяет приверженцам нововведений:

1. Назвать это недостоверным от имама Ахмада
2. Обязать автора принять точно такие же сообщения без иснада, передающиеся от Ахмада, в которых утверждаются еретические представления

Чтобы такого не случилось, нужно придерживаться научных правил, и мы убеждены, что авторы должны более тщательно подходить к подобным работам, поскольку они говорят не только от себя, но и от лица всех представителей ахли-Сунна уаль джамаа.

Также нужно отметить, что мы позволили себе привести асары из книги имама Ибн Батты «Аль-Ибана», и разьяснение этого следующее. Что касается Ибн Батты, то он праведный имам, и он далек от того, в чем его обвиняют современные джахмиты, но как сказал имам аль-Муаллими, если он уединяется в какой то передаче, то она не принимается по причине его невнимательности и ошибок в памяти, а принимаются его передачи лишь когда сопровождаются аналогичными передачами достоверных. Поэтому мы позволили себе в тех разделах, где имеются достоверные сообщения, утвердившие какой-либо смысл, привести сообщения, переданные Ибн Баттой, для подкрепления этого смысла, но не как опору в утверждении данного смысла.

На этом завершаем это краткое вступление, и приступим напрямую к представлению акиды имама Ахмада.

Акыда имама Ахмада в области имен и качеств Аллаха

1. Акыда имама Ахмада касательно возвышенного положения Аллаха над Троном

Сказал Юсуф Ибн Муса аль-Каттан (хафиз,достоверный, заставший Ахмада): «Было сказано имаму Ахмаду: «Всевышний Аллах над седьмыми небесами, над своим Троном, отделен от своих творений, а Его Сила и Знание присутствуют во всех местах». Он сказал: «Да, Он над своим Троном, и ничто не скроется от Его Знания» см. “Ас-Сунна», Аль-Халляль,  Аль-Лялякаи, 674, и др, иснад достоверен

Сказал имам Аль-Халляль: «Сказал мне аль-Маймуни (другой большой ученик Ахмада): «Я сказал Ахмаду: О Абу Абдуллах, мы изнурены этими джахмитами! Что ты скажешь о том, кто говорит, что Аллах не над Троном?» Ответил Ахмад: «Все их слова куфр» см. «Суалят» аль-Маймуни, 12, «Ас-Сунна», аль-Халляль, и др.

Сказал имам аль-Кусадж, ученик Ахмада: "Сказал я ему: Что ты скажешь по поводу зарезанного немым (который не может произнести имя Аллаха при зарезании- прим.)?". Сказал Ахмад: "(Когда режет), он должен указать на небеса" см. "Масаиль" аль-Кусадж, 2830

Сказал имам Ибн Кудама в шархе этого: "Его указание будет указывать на его намерение на поминание Того, Кто на небесах" см. "Аш-Шарх аль-Кабир", 11-57

Также имам Ахмад посвятил целую главу своей книги «Опровержение джахмитам и зиндыкам» данному вопросу, и мы не будем ее приводить ввиду ее большого размера, однако суть содержащегося там одинакова с тем, что уже приведено.

2. Акыда имама Ахмада касательно видения Аллаха в следующей жизни

Сказал ученик имама Ахмада, имам Ибн Хани ан-Найсабури: «Я слышал, как Абу Абдуллах (Ахмад) сказал: «Кто не верит в то, что верующие увидят Аллаха в следующей жизни — тот джахмит, а джахмиты — кафиры» см. «Масаиль Ан-Найсабури», 1850

3. Утверждение имамом Ахмадом сыфата «Стопа» (Аль-Кодам) для Всевышнего Аллаха

Сказал имам Исхак Ибн Мансур аль-Кусадж (ученик имама Ахмада): «Сказал я Ахмаду Бин Ханбалю -  «Огонь будет жаловаться Господу, Благороден Он и Велик, до тех пор, пока Он не поставит на него Стопу».., говоришь ли ты в соответствии с этим хадисом?  Ответил Ахмад: «Все это правильно!» см. «Масаиль» аль-Кусадж, 3332, также передал Ибн Абдуль Барр в «Ат-Тамхид» с иснадом от Сахнуна Ибн Мансура, другого ученика Ахмада, асар с таким же текстом, см. «Ат-Тамхид», 7-148

Рассказал Абу Хафс Умар Ибн Мухаммад Ибн Руджа, от Ахмада Ибн АбдулЛлаха ибн Шихаба, от Аль-Асрам (из числа больших учеников Ахмада), что он сказал: «Я сказал Ахмаду: «Рассказывал мухаддис, а я был у него, хадис: «Поставит Милостивый на него свою Стопу..», и там присутствовал какой то подросток, и он подошел ко мне и сказал: «Воистину, у этого есть истолкование». И сказал имам Ахмад: «Посмотри, что говорят порочные джахмиты!» см. «Аль-Ибана», 259, иснад достоверный согласно словам мухаккыка книги «Аль-Ибана»

Рассказал Ахмад ибн Салман: «Сказал Аль-Марвази (ближайший ученик Ахмада): Я спросил имама Ахмада о хадисе «Поставит Аллах свою Стопу..», и он сказал: «Мы рассказываем их так, как они пришли» см. «Аль-Ибана», 260, асар достоверный согласно словам мухаккыка книги «Аль-Ибана»

Комментарий: в этих сообщениях мы ясно видим, что имам Ахмад утверждает для Аллаха этот атрибут, и порицание имамом джахмитов, которые толкуют этот атрибут. Также из польз, это то, что Ахмад берет в акиду хадисы категории «хабар аль ахад».

4. Утверждение Ахмада положения о том, что Коран — несотворенное слово Аллаха

Сказал имам Абу Дауд: «Тот, кто говорит что Коран сотворен — он неверующий?» Сказал Ахмад: «Я говорю: он неверующий!» см. «Масаиль» Аби Дауд, 1697

Передал Абу Бакр ан-Наджад, ученик учеников имама Ахмада, от его сына Абдуллаха Ибн Ахмада, что тот сказал: «Был спрошен мой отец о людях, которые утверждают, что когда Аллах, Благороден Он и Велик, говорил с Мусой, он не говорил голосом, и сказал мой отец: «Напротив, Он говорил голосом, и эти хадисы мы проходим так, как они пришли» см. «Ар-родд аля ман якуль аль-Коран- махлюк» ли Ан-Наджад, 3, иснад достоверен

5. Утверждение имамом Ахмадом атрибута «Ан-Нузуль» (Снисхождение на ближнее небо)

Сказал имам Исхак Ибн Мансур аль-Кусадж (ученик имама Ахмада): «Сказал я Ахмаду Бин Ханбалю -  "..нисходит наш Господь каждую ночь на ближнее небо, в последнюю треть ночи», ... говоришь ли ты в соответствии с этим хадисом?  Ответил Ахмад: «Все это правильно!» см. «Масаиль» аль-Кусадж, 3332, также передал Ибн Абдуль Барр в «Ат-Тамхид» с иснадом от Сахнуна Ибн Мансура, другого ученика Ахмада, асар с таким же текстом, см. «Ат-Тамхид», 7-148

6. Различные вопросы

- Оставляется ли поднятие рук, когда человек находится среди народа, который его осуждает?

Спросил у Ахмада его сын Солих о человеке, который находится на земле, где порицается поднятие рук в молитве, и где считают человека который поднимает руки, рафидитом, разрешено ли ему оставить это?
Ответил Ахмад: «Не оставляет такой поднятие рук, однако задабривает их» см. «Масаиль» Солих Ибн Ахмад, 209

- Каков хукм не верящего в мучение могилы?

- Сказал имам Ибн Хани ан-Найсабури, ученик Ахмада: «Пришел к Ахмаду мужчина, и спросил его..: «Что насчет мучений могилы, и ангелов Мункира и Накира?» Ответил Ахмад: «Мы верим в это все, и кто отрицает хотя бы одно из этого, тот джахмит» см. «Масаиль» Ан-Найсабури, 1879

Послесловие

Как видно из приведенного, акида имама Ахмада - такая же, как и акида всех саляфов, и каждого, кто будет с этим спорить - мы просим предоставить от имама достоверное сообщение на условиях, которые соблюдены при составлении данной работы.

И уже предшествовало представление акиды имама Аш-Шафии и имама Абу Ханифы.

В последней, заключительной работе серии, мы представим нашим читателям работу об акиде имама Малика Ибн Анаса, да смилостивится над ним Аллах.

И хотя быть может в этой работе - малое количество асаров, зато они достоверны и их иснад - предельно короткий, что является огромным преимуществом, и позволяет убедиться, что имам Ахмад действительно придерживался акиды Ахли Сунна и это ему не приписано.

Просим Аллаха, Свят Он и Велик, принять от нас этот труд.

И в заключение - хвала Аллаху, Господу Миров!
http://sunnaonline.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика