Убеждения: определение и пояснение

 

Понятие «убеждения» в арабском языке и шариате

Слово «убеждения» часто спадает с уст людей, встречается в их разговорах и беседах. Мы часто слышим, как люди говорят: «Я убежден в том-то. Такой-то человек имеет хорошие убеждения. Исламские убеждения — главная причина великих побед ислама во все времена и в любой стране. В действительности война между нами и иудеями — война убеждений (т.е. идеологическая война)».

Что имеется в виду под убеждениями? Каково лексическое значение этого слова? Какое значение оно приобрело в шариате?

Убеждения — это положения, которые люди считают правильными; они уверены, убеждены в них и не испытывают относительно этого никаких сомнений[1].

Выражение ??? ????? «‘акд аль-хабль» означает «завязывание шнурка». В арабском языке значение слова ????? «‘акд» связано с понятиями приверженность, подкрепление, подтверждение. В Коране сказано:

«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами» (Аль-Маида, 89). Клятвы скрепляются намерением в душе и твердой решимостью. Такие клятвы отличаются от празднословных, которые человек произносит без твердого намерения.

Слово ?????? «‘укуд» означает «самые твердые обязательства». Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (Аль-Маида, 1). Арабы используют глагол «и‘такада» ????? ?????, когда что-либо становится твердым, прочным[2].

В исламе убеждения дополняют шариат, потому что ислам состоит из убеждений (вероучения) и шариата. Шариат включает в себя практические обязанности мусульман, связанные с поклонением Аллаху и взаимоотношениями между людьми.

Убеждения — это знания в душе

Убеждения не связаны с практикой, а представляют собой знания, в которые каждый мусульманин обязан верить в душе, потому что Аллах передал их в Своем Писании или через откровение, ниспосланное Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

Основные убеждения, в которые Аллах приказал уверовать, содержатся в аяте:

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа его. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. [Они говорят:] “Мы не делаем различий между Его посланниками”. Они говорят: “Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие”» (Аль-Бакара, 285). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил эти убеждения в известном хадисе Джибрила, мир ему:

?????????? : ???? ???????? ????????? ? ??????????????? ? ??????????? ? ??????????? ? ?????????? ? ?????????? ??????????? ???????

«Суть веры в том, чтобы ты верил в Аллаха, в Его ангелов, во встречу с Ним и в Его посланников, а также верил в воскрешение»[3].

Следовательно, убеждения в исламе охватывают знания, упомянутые в достоверных сообщениях от Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульманин должен уверовать в них всей душой, признавая правдивость Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Убеждения — это убежденность, не допускающая сомнений

Для того чтобы наши знания превратились в убеждения, мы должны твердо поверить в них, не испытывая никаких сомнений. Если есть сомнения, то такие знания называются предположением, а не убеждением. В словаре «Аль-му‘джам аль-васит» говорится: «Убеждение — это положение, которое не вызывает сомнений у того, кто в него верит»[4]. Аргументом в пользу этого являются слова Всевышнего:

«Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений» (Аль-Худжурат, 15);

«Алиф. Лам. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения…»

(Аль-Бакара, 1-2);

«Господь наш! Ты соберешь людей в день, в котором нет сомнения» (Аль ‘Имран, 9). Помимо того, Аллах упрекнул язычников, «чьи сердца испытывают сомнение. И по причине своего сомнения они пребывают в замешательстве» (Ат-Тауба, 45).

Убеждения связаны с сокровенным, невидимым миром

Следует отметить, что убеждения, которые должен разделять мусульманин, связаны с тем сокровенным, чего нельзя увидеть. Такие убеждения Аллах имел в виду, когда похвалил верующих, «которые веруют в сокровенное» (Аль-Бакара, 3).

Люди не видят Аллаха и ангелов, не видят дня воскресения. Что касается священных книг и посланников, то на первый взгляд они не относятся к сокровенному миру, так как их можно увидеть. Однако речь идет о вере в их связь с Аллахом, то есть в то, что посланники были отправлены Аллахом, а священные книги ниспосланы Им. Всего этого увидеть нельзя.

Убеждения здоровые и порочные

Убеждения характерны не только для ислама. Последователи всех религий и вероучений обязательно имеют определенные убеждения, которые определяют их жизненный уклад. Это относится и к отдельным лицам, и к целым обществам. Убеждения делятся на две категории — так было со времен сотворения мира по нынешний день, и так будет до того, как Аллах унаследует землю со всеми ее обитателями:

1. Правильные убеждения. Это убеждения, которые проповедовали благородные посланники. Они неизменны, потому что были ниспосланы Знающим и Всеведущим Аллахом, и невозможно представить, чтобы они менялись от одного посланника к другому, от одной эпохи к другой.

2. Порочные убеждения. Это всевозможные убеждения, ошибочность которых вызвана тем, что они являются плодом человеческих измышлений. Они выдуманы мудрецами и мыслителями. Какими бы великими ни были люди, их познания всё равно ограниченны, относительны и формируются под влиянием окружающих их обычаев, традиций и идей.

Порочные убеждения также возникают по причине искажения и изменения истинных убеждений, как это произошло с верованиями иудеев и христиан в наше время. Эти две религии были искажены очень давно, и именно это стало причиной их заблуждений, хотя убеждения каждой из них в своей основе были здоровыми.

Где искать правильные убеждения сегодня?

Сегодня правильные убеждения сохранились лишь в исламе, ибо эта религия защищена от искажения, и Сам Аллах обязался сохранить ее:

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Аль-Хиджр, 9). Убеждения других религий, если даже в некоторых из них есть доля правды, не являются абсолютной истиной и не проливают свет на нее.

Поэтому каждый, кто желает изучить здоровые убеждения, не найдет их ни в иудаизме, ни в христианстве, ни в словах философов. Они сокрыты в двух первоисточниках ислама — Коране и сунне. Это славные, чистые и светлые знания, которые убеждают человеческий разум при помощи аргументов и доказательств, заполняют душу верой, убежденностью, светом и жизнью:

«Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (т.е. Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем» (Аш-Шура, 52).

Важность и необходимость исламских убеждений

Исламские убеждения нужны человеку, как воздух и вода, потому что без них человек гибнет, пропадает и теряет самого себя. Только исламские убеждения дают ответы на вопросы, которые во все времена беспокоили и даже приводили в замешательство умы людей: откуда я возник? Как возникла Вселенная? Кто создал всё это? Какими качествами обладает Творец? Какие у Него имена? Почему Он создал нас и Вселенную? Какая роль отведена нам в ней? Что связывает нас с Создателем, сотворившим нас? Есть ли, помимо этого зримого мира, невидимые миры? Есть ли, помимо человека, другие разумные и мыслящие существа? Ожидает ли нас после этой жизни другая жизнь? Какой будет эта жизнь, если она действительно существует?

Сегодня нет таких убеждений, кроме исламского вероучения, которые правдиво и убедительно отвечали бы на эти вопросы. Положение тех, кто не знает или не разделяет этих убеждений, не отличается от положения несчастного поэта[5], который ничего не знает об этом:

??? ? ?? ???? ?? ???? ? ????? ????

???? ????? ????????? ????? ???????

??????? ?????????? ?? ??? ??? ?? ????

??? ?????? ???? ??????? ??????

??? ????

????? ?? ???????? ??? ?? ??? ?????????

?? ??? ?? ???? ?? ???????? ?? ????????

?? ??? ???? ???? ?? ????? ?? ?????

?????????????????????? ??????????????? ???? ????????

??? ????

?????? ?? ?????? ????? ?? ?????

?? ??? ???????? ?? ????? ??? ???????

 

???? ??????? ?? ????? ?? ????? ?????

?? ????? ??????? ????????????????? ?????!

??? ????

??? ???? ???? ?? ???? ????? ??????????

?????? ??????? ???? ???????? ??? ???????????

?????????? ??? ?????? ??????? ??????????

?? ????????????? ????????? ?? ???? ?????????

??? ????

?????? ????????????? ????? ?????? ???????

??? ???? ?? ????? ?? ????? ??? ????

????? ???????? ???? ?? ????????????? ?????

??? ????... ?????? ??? ?????

??? ????

Я пришел и не знаю, откуда, но я пришел.

Я пред собою дорогу узрел и по ней ступаю.

Хочу я того или нет, я идти продолжаю

Как я пришел? И как дорогу узрел?

Я не знаю!

Молод я или стар в этом мире?

Свободен я или пленник в оковах?

Сам ли я решаю свою судьбу или нет?

Я бы хотел узнать, но

Я не знаю!

Что есть мой путь? Велик он или нет?

Поднимаюсь я или падаю вниз?

Иду по тропинке или тропинка идет?

Или все мы стоим, а время бежит?!

Я не знаю!

Когда я был в незримом, безопасном мире,

Ведал ли я о том, что спрятан там?

О том, что я появлюсь на свет?

Или же я ничего этого не знал?

Я не знаю!

Интересно, перед тем, как стать человеком,

Я был ничем или был невозможен? Или был чем-то?

Есть ли у этой загадки решение? Или она вечная?

Я не знаю… Почему не знаю?

Я не знаю!

Какое замешательство! Какое беспокойство доставляет это незнание человеческой душе! Разве дети этого века, утратившие знания о великих истинах, без которых жизнь нельзя привести в порядок, не заслуживают такого беспокойства?! Оно переполняет их сердца, причиняя душевные страдания и стесняя грудь.

Сравните их положение с положением мусульманина, который понимает и ясно знает все эти истины. Он испытывает душевный комфорт и находит покой. Он следует прямым путем к намеченной цели, зная, чем отличается и заканчивается его путь.

Прислушайтесь к несчастному поэту, рассуждающему о смерти и судьбе:

?? ?? ????? ?????! ?? ??? ????????

??? ??? ????????? ?? ??????? ?????????????

???? ??? ??????? ??? ???? ?? ??????????

????????????????? ??????????????????????? ??? ??????

??? ????

?? ??? ??????? ????? ???? ???? ???????

????????? ??? ???? ????? ??? ???????

?????? ????? ?? ???? ??? ??? ???????

??????????? ????? ????????? ????????????????

??? ????

?? ?? ???????? ????? ???? ????? ??????

???????? ?? ?????????? ??????????? ?? ??????????

?????? ?? ???? ????? ??? ???? ????????

???????????? ?????????????????? ??????? ?????????????????

??? ????

????? ?????????? ??? ????? ??? ??????????

?????????????? ????????????? ?? ????????? ??????

????? ????? ??? ?? ???? ???????? ????

???????? ?? ????????????? ?????????? ?????

??? ????

?? ??? ???? ??? ???????? ?????? ????????

??????? ?????? ??????? ?? ?????? ???? ??????

??????? ?????? ????? ?? ???? ???? ??????

?? ?? ????????? ??????? ????????? ?????????

??? ????

Если смерть — это расплата, в чем грех чистой души?

Если это награда, в чём заслуга распутной души?

Если же нет ни награды, ни лишения,

Зачем называть поступки грехами или праведностью?

Я не знаю!

Если смерть — это сон, после которого наступит долгое пробуждение,

Почему наше прекрасное пробуждение не вечно?

И почему мы не знаем, когда наступит расставание?

Когда будет приподнята завеса, и мы узнаем?

Я не знаю!

Если смерть — это сон, наполняющий душу покоем,

Если это избавление, а не заточение, начало, а не конец,

Почему я не вожделею этого сна и не жажду кончины?

Почему души так страшатся ее?

Я не знаю!

Есть ли воскрешение после смерти и могилы?

Жизнь и вечность? Или исчезновение?

Слова людей правдивы или лживы?

Правда ли то, что некоторые знают?

Я не знаю!

Если после смерти я воскресну душой и телом,

Интересно, я воскресну полностью или частично?

Интересно, я воскресну ребенком или стариком?

И вообще, воскреснув, узнаю ли я себя самого?

Я не знаю!

Этот человек не знает своей участи, а ведь она интересует и волнует его. Он хочет быть уверенным в своей судьбе. Мы видим страдания и скорбь этого поэта, не знающего, что его ожидает, что произойдет с ним в будущем. Поистине, это заблуждение. Это страдания обремененной и изнуренной души, которую тяготит беспокойство о ее будущем. Сколько же есть людей, подобных этому несчастному заблудшему поэту! Одни из них могут описать свои страдания и свое замешательство, а другие испытывают их, но их мысли остаются в плену их несчастных душ.

«Я не знаю», — вот ответ на вечные вопросы. Так говорил не только наш поэт. Сократ, считающийся одним из величайших философов, ясно говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Более того, скептицизм — это древнее философское учение[6].

Только благодаря исламу человек узнает, откуда он пришел и куда направляется. Он узнает, зачем он существует и какая роль отведена ему в этом мире. Его знания истинны и правдивы. Это и есть разница между теми, кто обладает знанием, и теми, кто не знает:

 

«Кто же следует более правильным путем: блуждающий с опущенным лицом или идущий по прямому пути, выпрямившись?» (Аль-Мульк, 22).



[1] Аль-Банна Х. Рисалат аль-‘акаид. См.: Маджму‘ ар-расаил. С. 429. Мусульманские ученые издавна называют эту область знаний «убеждениями», хотя слово ??????? «‘акида» не встречается ни в Писании Аллаха, ни в сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

[2] Лисан аль-‘араб (2/836).

[3] Фатх аль-Бари (1/114); Муслим (5). В таком виде хадис передал Муслим.

[4] Аль-му‘джам аль-васит (2/614).

[5] Речь идет об Илийе Абу Мади и его длинной касыде «Таласим». См.: Джадавил. С. 106.

[6] Считается, что скептицизм возник в Древней Греции в IV веке до н.э. На смену натурфилософским спекуляциям, не подкреплявшимся научными познаниями и продолжавшимся около двух столетий, пришла скептическая критика теории познания. Объектом исследования философов стали человек и его мышление. Скептики отрицали возможность познания посредством чувственного восприятия и логических рассуждений, отвергали возможность рационального обоснования нравственных норм. Они полагали, что люди не могут обладать определенным знанием внешних вещей и универсальных принципов. Однако между ними существовали разногласия относительно пределов постижения. Из античных философов-скептиков до наших дней дошли только труды Секста Эмпирика (III век). — Прим. переводчика.

 

Книга: Вера в Аллаха  Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика