Отношение ранних мусульман к тем, кто совершает большие грехи

 

Нет со­мне­ний в том, что не­вы­пол­не­ние вме­няе­мых в обя­зан­ность Ал­ла­хом бо­го­угод­ных по­ступ­ков (за­кят, пост, хадж, поч­ти­тель­ное от­ноше­ние к ро­ди­те­лям и др.), а так­же со­вер­ше­ние гре­хов (пре­лю­бо­дея­ние, рос­тов­щи­че­ст­во, по­жи­ра­ние иму­ще­ст­ва си­рот и др.) па­губ­но ска­зы­ва­ют­ся на ве­ре. Она умень­ша­ет­ся со­об­раз­но ко­ли­че­ст­ву про­пу­щен­ных бо­го­угод­ных по­ступ­ков и со­вер­шен­ных гре­хов. Но ста­но­вит­ся ли че­ло­век не­ве­рую­щим, ес­ли он пре­неб­ре­га­ет свои­ми обя­зан­но­стя­ми, не от­ри­цая их важ­но­сти, и со­вер­ша­ет за­пре­щен­ные по­ступ­ки, не счи­тая их доз­во­лен­ны­ми?

Свя­щен­ные тек­сты, ко­то­ры­ми мы рас­по­ла­га­ем, ука­зы­ва­ют на то, что му­суль­ма­нин не ста­но­вит­ся не­ве­рую­щим, ес­ли он со­вер­ша­ет гре­хи или пре­неб­ре­га­ет обя­за­тель­ны­ми пред­пи­са­ния­ми, но эти по­ступ­ки умень­ша­ют его ве­ру. Его участь за­ви­сит от Ал­ла­ха: Он мо­жет про­стить его, а мо­жет под­верг­нуть му­че­ни­ям. К яс­ным тек­стам на эту те­му от­но­сят­ся сло­ва Ал­лаха:

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Ан-Ниса, 48). Таким образом, непростительным грехом является только приобщение сотоварищей к Аллаху (ширк). Если же человек совершал менее тяжкие грехи, то Аллах при желании может простить его, а может подвергнуть мучениям.

До нас дошли хадисы, разъясняющие значение этого аята. В священном хадисе (хадис кудси) говорится:

??? ????? ????? ? ??????? ???? ??????????? ????????? ???????? ???????? ? ????? ?????????? ??? ???????? ??? ???????? ??????????? ???????????? ??????????

«О сын Адама, если ты явишься ко Мне с грехами величиной с Землю и предстанешь предо Мной, не приобщая сотоварищей ко Мне, то Я дарую тебе столько же прощения»[1].

В другом священном хадисе сказано:

?????? ????????? ????????? ???????? ????????? ??? ???????? ??? ??????? ????????? ??????????? ??????????

«Того, кто предстанет предо Мною с грехами величиной с Землю, не приобщая сотоварищей ко Мне, Я встречу с таким же прощением»[2].

Передают со слов ‘Итбана бин Малика, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

??????? ??????? ???? ??????? ????? ???????? ???? ????? ??? ?????? ?????? ??????? . ????????? ???????? ?????? ???????

«Поистине, Аллах запретил Огню [касаться] того, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, стремясь тем самым к Лику Аллаха»[3].

Передают со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

???? ????? ??? ???????? ????????? ??????? ?????? ??????????

«Кто умер, не приобщая сотоварищей к Аллаху, тот попадет в Рай»[4].

В хадисе о заступничестве сообщается, что Аллах сказал:

?????????? ?????????? ?????????????? ??????????? ???????????? ??????? ???? ????? ??? ?????? ?????? ???????

«Клянусь Моим могуществом, Моим величием, Моей гордостью и Моим достоинством! Я непременно выведу оттуда того, кто сказал: “Нет божества, кроме Аллаха”»[5].

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

???????? ?????? ?????????? ?????????? ???????? ???????? ???????? ? ????? ??????? ??????? ???????? : ?????????? ???? ????? ??? ???????? ????????? ??????? ???? ???????? ???? ????????

«Обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Огня войдут в Огонь. Затем Всевышний Аллах скажет: “Выведите тех, в чьем сердце есть вера величиной с горчичное зернышко!”»[6]

Абу Суфьян сказал: «Я жил по соседству с Джабиром бин ‘Абдуллахом в Мекке шесть месяцев. Один человек спросил его: “Называли ли вы кого-либо из молящихся неверующим?” Джабир сказал: “Упаси Аллах!” Он спросил: “Называли ли вы кого-нибудь из них многобожником?” Джабир сказал: “Нет”»[7].

Опи­ра­ясь на эти тек­сты, вы­даю­щие­ся уле­мы из чис­ла ран­них му­суль­ман го­во­ри­ли о том, кто со­вер­ша­ет гре­хи и пре­неб­ре­га­ет обя­за­тель­ны­ми пред­пи­са­ния­ми: «Он ве­рую­щий по при­чи­не сво­ей ве­ры и греш­ник по при­чи­не сво­их тяж­ких гре­хов». Они при­зна­ва­ли его ве­рую­щим, но это не та со­вер­шен­ная ве­ра, ко­то­рой об­ла­да­ют лю­ди, вы­пол­няю­щие обя­за­тель­ные пред­пи­са­ния и из­бе­гаю­щие ос­лу­ша­ния. Та­кая ве­ра свя­за­на с не­чес­ти­ем из-за тяж­ких гре­хов, ко­то­рые со­вер­ша­ет че­ло­век.



[1] Ат-Тирмизи (3540) сказал «Это малоизвестный хадис, известный нам лишь с этим иснадом». См.: Сахих ат-Тирмизи (2805).

[2] Муслим (2687).

[3] Аль-Бухари (425).

[4] Муслим (94).

[5] Фатх аль-Бари (13/474).

[6] Там же (22).

[7] См. книгу Абу ‘Убейда аль-Касима бин Саллама «Китаб аль-иман» (С. 98). Аль-Албани в комментариях к этому сборнику назвал иснад хадиса достоверным согласно требованиям Муслима. Передатчик по имени Абу Суфьян был одним из учеников сподвижников.

 

Книга: Вера в Аллаха  Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика