Могу ли я взять деньги как компенсацию за то, что меня побили и унизили перед людьми?

9244f1b2c31a.gif

Могу ли я взять деньги как компенсацию за то, что меня побили и унизили перед людьми?

Вопрос: Мне дали деньги, как компенсацию за то, что меня побили и унизили перед больших количеством людей. Эти деньги были присуждены мне судьей. Какое правило в отношении этих денег? Можно ли дать часть из них бедным и нуждающимся? Могу ли я потратить часть из них на свои расходы?

Ответ:

 

Вся хвала Аллаху.

Во-первых: Нет ничего неправильного в том, чтобы обращаться к гражданскому судье для решения споров и конфликтов, если выносящий решение имеет знание шариата, так что он может выносить решение согласно ниспосланному Аллахом, а не в соответствии со страстями и желаниями или обычаями, многие из которых идут в разрез с Законом Аллаха. Если они выносят решение согласно Закону Аллаха, то это хорошо, но если они выносят решение противоречащее Закону Аллаха, то оно не имеет силы, это ложное решение и должно быть отвергнуто. Аллах сказал (перевод смысла):
«Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50)

Во-вторых: Ученые разошлись во мнениях относительно решения в вопросах драки и какое должно быть применено наказание в этих случаях, гисас или тазир.

Сахабы и великие ученые считали, что необходимо применить гисас. Имам Бухари сказал в Kitaab al-Diyaat, в главе: «Если группа людей убила или причинила вред одному человеку, то следует ли им выплатить дийах или необходимо применить гисас?»

Абу Бакр, ибн Зубайр, Али и Сувайд ибн Мугаррин считали, что необходимо применить гиасас. Умар считал, что гисас необходим если человек был избит палкой. Али считал, что гисас необходим в случае если было три удара хлестом. Шурай считал, что гисас необходим в случае (если человек был избит) хлыстом или (при наличии) царапин т.е. ран». Это правильное мнение. Те, кто передает, что имеется консенсус в противоположном мнении ошибаются, среди сахабов не было единогласного мнения на этот счет.

Ибн Гайм сказал: «Люди разошлись во мнениях по этому вопросу – какой гисас следует применять в случае избиения. Следует ли наказать его также как он совершил преступление или следует применить другой вид наказания, т.е. тазир.

Имеется два мнения:

  • Наиболее правильным является мнение, что гисас предписан в этих случаях. Это мнение праведных халифов, и это было передано от них имамом Ахмадом и Абу Исхаг аль Джаузи в Аль Мутарджим. Было сказано имамом Ахмадом и нашим шейхом (т.е. Ибн Теймия): «Это мнение большинства саляфов».
  • Вторым мнение является мнение, что гисас не предписан в данном случае. Это мнение переданное Шафи, Маликом и Абу Ханифой и это мнение поздних последователей имама Ахмада, и некоторые из них сообщали, что по этому вопросу имеется консенсус. Но это не так, напротив согласно сообщениям сахабы считали, что предписан гисас и это более вероятно нежели сообщения в которых говорится о том, что они считали, что это не предписано. Это было доказано от праведных халифов и этому нет противоположного сообщения.

 

Оба мнения основаны на том, что Аллах предписал справедливость, поэтому остается выяснить какое из этих мнение ближе к справедливости?»……

Далее ибн Гайм цитирует хадисы, в которых доказывается, что гисас дозволен в данных случаях. Затем он сказал: «Если бы не было иных доказательств кроме действий праведных халифов, то этого было бы достаточно» Haashiyat Ibn al-Qayyim ‘ala Tahdheeb Sunan Abi Dawood (7/336, 337). See also: al-Fataawa al-Kubra (3/402).

В-третьих: После того как доказано, что за избиение предписан гисас, то у вас есть выбор простить его и отпустить его, если вы думаете, что он покаялся и помолился Аллаху о прощении и извинился и исправился. Или вы можете потребовать гисас, сделав с ним тоже самое, что он сделал с вами, не переходя границы. Или вы можете отказаться от вашего права на гисас в замен на материальную компенсацию, определенную шариатским судьей.

Если вы выберите отмщение, то вы не можете взять деньги, потому что вы уже взяли свое право. Также, вы можете получить компенсацию только за физический урон, но не за моральный, потому что моральный ущерб не осязаем и нельзя брать материальную компенсацию за подобный вид ущерба. Большинство ученых согласны с этим.

С сообщении Исламского Совета по Фикху сказано (no. 109 (3/12):
«Компенсацию можно получать только за материальный ущерб… и в это не включается неосязаемый вред» В al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah (13/40), в главе «Компенсация за неосязаемый вред» сказано: Мы не нашли ни одного факиха, который обсуждал бы эту тему, это новая проблема. Мы не нашли ни в одной книге по фикху или факиха, который говорил бы об особенной компенсации за неосязаемый вред».

В заключении: В вашем случае, предписан гисас, или полное его прощение – что является лучшим выходом, если вы видите, что он покаялся или изменился – или получить компенсацию. Если вы выберите гисас, то у вас нет после этого права на деньги. Но если вы собираетесь потребовать за свое право деньги, то нет ничего неправильного в использовании их для благотворительности или для себя.

Аллаху известно лучше.

islam-qa.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика